Энергетический кризис в Китае — новые возможности для России
Разразившийся в Китае энергетический кризис набирает обороты и очень похоже, что его масштаб уже как минимум сравнялся с европейским, а то и превзошел его. Введение лимитов на электроэнергию привело к снижению производственной активности, что также усугубилось и ростом цен на практически все виды сырья. Китайские власти срочно ищут способы увеличить внутреннюю добычу энергоносителей и идут даже на то, что бы ослабить меры обеспечения безопасности в угольных шахтах. Дефицит электроэнергии больно ударил и по китайским городам, где вынуждены снижать энергопотребление — отключать наружное освещение, останавливать заводы и фабрики, ограничивать коммунальные службы и т.п.
Нормирование энергопотребление коснулось сразу 19 провинций КНР, причем оно было достаточно жестким — ряду потребителей пришлось сидеть без электричества по 10 дней подряд. Особенно сильным был удар по таким энергоемким отраслям, как производство цемента, удобрений, металлов и т.п.
Кризис — не только проблемы, но и возможности
Кроме того, свою роль сыграла и попытка выполнить ранее согласованные меры по снижению выбросов углекислого газа — из-за этого был остановлен ряд угольных электростанций, что усугубило энергетический дефицит. К тому же из-за резкого роста мировых цен на уголь и быстро выросшего спроса на него возникли проблемы с импортом, а собственного угля у Китая уже недостаточно. Поэтому руководство страны пытается искать новые источники закупок энергоресурсов и в первую очередь у своих соседей. А это означает, что у России появляется прекрасная возможность воспользоваться сложившейся ситуацией к своей выгоде.
Напомним, что в настоящее время свыше 60% российского экспорта в Поднебесную составляют именно нефть и газ. И теперь очень вероятно, что эта цифра вырастет еще больше, ведь китайской стороне крайне нужны углеводороды, за которые она готова платить. Кстати, и за уголь тоже — ведь несмотря на все усилия сократить его долю в энергобалансе страны, она продолжает оставаться на уровень 67%. Да, в Китае планируют в следующие 5 лет в полтора раза увеличить долю газовой генерации, но это приведет к росту спроса на газ где-то на 40-50%. Что будет только на руку России, поставляющей голубое топливо по газопроводу «Сила Сибири». Ведь ничего не мешает в случае необходимости построить еще одну его ветку.
Между прочим, российский трубопроводный газ обходится Китаю дешевле всего — за тысячу кубометров его потребители платят лишь 118.5 долларов. А вот из Туркмении газ поступает по цене 187 долларов, Казахстан и Узбекистан продают его чуть дешевле — соответственно по 162 и 151 доллар, но вот из Мьянмы газ поступает по кратно более высокой цене — 352 доллара. Так что Китаю будет выгодно воспользоваться предложением президента В. Путина от сентября 2019 года — построить «Силу Сибири-2». Причем, ее маршрут может отличаться от первой — «Газпром» предлагает два варианта, один через Алтай, а второй — через Монголию. Это позволит увеличить экспорт газа из России в Китай на 50 млрд кубометров ежегодно.
Китай для России — перспективный и долговременный рынок сбыта
А ведь есть и еще один перспективный проект — «Ямал СПГ», в рамках которого в Китай уже два года идут поставки сжиженного газа. Причем, уже через год они увеличились в два раза, достигнув 6.7 млрд кубометров (в переводе на трубопроводный газ). В проекте есть и китайская доля — госкомпании CNPC и Фонду Шелкового пути принадлежит 29.9%. Помимо этого, китайские банки предоставили кредит на его развитие в размере 12.1 млрд долларов. Также Китай участвует и в другом подобном проекте — «Арктик СПГ», где его доля составляет 20%.
Наконец, в 2020 году в Поднебесную из РФ было поставлено 29.4 млн тонн угля и китайцы сегодня готовы покупать еще больше, но этому препятствует недостаточная пропускная способность железнодорожной сети. Проблему может решить модернизация Транссиба и БАМа, которая позволит добавить к угольному экспорту еще минимум 15-20 млн тонн ежегодно.
Поэтому Россия сегодня все меньше зависит от углеводородного экспорта в Европу и более того, может диктовать европейцам свои условия. Не хотите брать? Да ради бога, есть те, кто возьмут и еще скажут спасибо.