В Центральной Азии зарождается новый султанат

В Центральной Азии зарождается новый султанат

В Киргизии усиливаются авторитарные тенденции. Скоро почти вся власть в стране будет принадлежать одному человеку, и имя его Садыр Нургожоевич Жапаров. Что случилось и почему так?

А буквально на днях президент Жапаров подписал новую редакцию закона об органах местной власти. Согласно изменениям, назначать мэров и акимов будет лично президент. С мэрами все понятно, мы знаем, кто это. А акимы — это руководители исполнительной власти акимата (области, района, отдельной территориальной единицы, в которую входят города и села).

Ранее мэры избирались местными советами по представлению любой фракции, входящей в него. А утверждалась кандидатура премьер-министром, который мог выдвинуть и своего кандидата в противовес уже имеющимся. Городские советы голосовали за или против каждого кандидата. То есть был некий элемент демократии и состязательности. Трудно сказать, как там было на самом деле, но в теории звучит вполне демократично. Вместе с тем, срок службы акимов увеличен до пяти лет и они получают право назначения на должности руководителей подразделений территориальных государственных органов.

То есть, что мы пока имеем в сухом остатке? На лицо формирование типичной структуры подчинения и соподчинения одному лицу, находящемуся у власти. Президент напрямую будет координировать вопросы региональной политики. Сам же Жапаров стал президентом в январе 2021 года. Почти 80% жителей Киргизии высказали ему свое доверие. Быть может, сами люди поддерживают такую политику и хотят, чтобы всем распоряжался один человек? Трудно сказать, чем руководствуются киргизские избиратели.

Отметим, что эта реформа лишь первый шаг в перестройке властной вертикали. Вступив на свой пост, новоиспеченный президент решил реформировать Конституцию и привести все органы власти в соответствие с современными реалиями. Летом президент своим указом перевёл в свое прямое подчинение глав областей республики. А скоро планируют объединить администрацию президента с кабинетом министров.

Все эти реформы попахивают созданием какого-то гибридного султаната, где почти вся власть будет в руках одного человека. Но в целом, тенденция к авторитаризму присуща азиатским республикам. И он не всегда негативен. Пример Сингапура в этом плане весьма показателен. Как будет разворачиваться ситуации в Киргизии, покажет только время.