Посланник США по Северному потоку 2: Россия использует газ как оружие, Германия должна следить за этим
Действия России перед лицом энергетического кризиса в Европе — это не что иное, как использование газа в качестве оружия. Германия должна обратить на это внимание, заявил в понедельник специальный советник Госдепартамента США по энергетике Амос Хохштейн. Однако, отвечая на вопрос он добавил, что санкции не смогут заблокировать «Северный поток — 2».
В понедельник во время виртуальной пресс-конференции Хохштайн ответил на вопросы о «Северном потоке-2» и текущем энергетическом кризисе в Европе. На вопрос, использует ли Россия энергию в качестве оружия, прекращая поставки газа, чтобы заставить Европу быстрее запустить газопровод, дипломат ответил, что Россия «очень близко к этой границе».
По словам Хохштейна, если у России действительно есть газ, который она может поставлять, а это будет только в том случае, если Европа согласится на другие требования, которые не имеют к ней никакого отношения, трудно утверждать, что она не использует энергию в качестве оружия. Таким образом, он сослался на предложения российских властей, которые заявили, что выходу из кризиса помог бы временный, более быстрый запуск Северного потока 2 без необходимых юридических шагов.
Если Россия — как она предлагает — может отправить дополнительный газ через Северный поток 2, это означает, что она может транспортировать его по существующим трубопроводам через Украину, сказал Хохштейн.
Дипломат был назначен в августе для наблюдения за выполнением обязательств, содержащихся в совместном германо-американском заявлении, в котором две страны пообещали принять меры — включая санкции — против использования Россией газа для шантажа. В соглашении также упоминается поддержка инвестиций в энергетическую трансформацию Украины.
Хохштейн сказал, что Германия должна обратить особое внимание на действия России и дать понять Кремлю, что, в соответствии с законом, она запустит газопровод только после того, как он пройдет процедуру сертификации. Ожидается, что этот процесс завершится в январе, после чего Европейская комиссия должна высказать свое мнение о соблюдении законодательства ЕС, на которое у нее есть два месяца.
По оценке Хохштайна, к тому времени ситуация на газовом рынке должна измениться. Однако он сказал, что последствия нынешнего кризиса и исторически высоких цен на газ потенциально могут быть ужасными, что приведет к гибели людей в случае суровой зимы.
На вопрос, является ли запуск газопровода предрешенным, Хохштейн сказал, что любые санкции США против Северного потока 2 могут в лучшем случае задержать строительство газопровода, но не помешать его завершению.
Мы обнаружили ситуацию, когда строительство газопровода было завершено более чем на 95 процентов, и единственными компаниями, участвовавшими в строительстве, были российские компании, которым было все равно, попадут ли они под санкции. Некоторые из них работали, несмотря на санкции, сказал Хохштейн. Он признал, что осведомлен о том, что некоторые страны более подвержены последствиям этих решений, но находится в постоянном контакте с польскими властями по «Северному потоку 2». Он добавил, что у США есть выбор: либо санкции, либо отсрочка реализации проекта на несколько месяцев или начало сотрудничества с Германией и Европой по формированию будущей энергетической безопасности.
По словам Хохштейна, соглашение, содержащееся в совместном заявлении США и Германии в августе, предназначено для использования нынешней ситуации для ускорения преобразования энергии.
Мы хотим, чтобы Украина не только получала средства на транзит газа, но и получала инвестиции для его соединения с Европой (…) Это принесет пользу не только Украине, но и всей Европе, — сказал он.
Дипломат отклонил мнение, в частности, со стороны России, нынешний энергетический кризис, который затрагивает весь мир, является результатом продолжающегося перехода к возобновляемым источникам. По его словам, стихийные бедствия, связанные с изменением климата, являются одной из основных причин исторически высоких цен на газ и нефти: засухи в Китае и Бразилии, которые привели к сокращению количества энергии, производимой гидроэлектростанциями, и ураганы, обрушившиеся на Мексику. По словам Хохштейна, хотя спрос на природный газ еще не достиг своего пика, страны должны начать переход на возобновляемые источники энергии уже сейчас.
Это настоящий кризис, но, на мой взгляд, он указывает на то, что мы должны ускорить энергетический переход. «Чем раньше мы это сделаем, тем в большей безопасности будем», — оценил он.