Чтобы «Турецкий марш» перестал раздражать слух, России не нужно самой осаживать дирижёра, в этом помогут Иран и США
Сегодня Реджеп Эрдоган напоминает волка, который вместо овчарни угодил на псарню. Время, когда турецкий рык молча выслушивали Сирия, Ливия, Армения, закончилось.
Своими султанскими замашками он достал не только Россию, но и США, Иран, Францию, короче всех с кем соприкасается. Возникает вопрос — как России помочь обитателям «псарни» научить уму-разуму серого хищника.
Многочисленные встречи российского президента с турецким лидером плодов на этом поприщем не принесли. Было ясно, что рано или поздно, но турецкие «Байрактары», поставленные Украине, начнут приносить России неприятности — оставалось ждать только где и когда.
И вот это ожидаемо произошло на Донбассе. Надеяться, что в киевской палате №6 не родится план попробовать «Байрактары» в Крыму, было бы преступной беспечностью. Тем более что Анкара поставит Киеву их столько, за сколько заплатят, а может быть даже и в долг даст.
В Закавказье, не считаясь с позицией России, Эрдоган считает решённым вопрос Зангезурского коридора, который связал бы «материковый» Азербайджан с его нахичеванским анклавом через армянский Сюник, хотя в трёхсторонних заявлениях лидеров России, Азербайджана и Армении от 9 ноября и 11 января о нём никакого упоминания нет и в помине.
А сколько проблем Турция создаёт России в Сирии, Ливии, Средней Азии? Безусловно, российское руководство об этом не забывает ни нам минуту.
Не претендуя на лавры эксперта по внешнеполитическим вопросам, всё же позволю себе порассуждать на сей счёт в данной статье и предлагаю вам, читатели канала «Сухостат», поучаствовать в этом процессе, оставив свои комментарии.
Во-первых, начнём с США, с которыми у Анкары после решения приобрести российскую ЗРС С-400 отношения более чем натянутые. Из-за этого Вашингтон исключил Анкару из программы истребителей пятого поколения F-35 Lightning II.
Но Эрдоган надеется, что США, как союзник и партнёр, продаст Турции 70 истребителей Viper F-16, а также окажет помощь в модернизации имеющихся у Турции американских военных самолётов. И Анкара уже заявила, что запустила процедуру закупки, хотя Вашингтон пока официально о сделке ничего не сообщал.
Как Россия может осложнить процесс укрепления турецких ВВС? В российских СМИ и через МИД РФ можно запустить информационную компанию, что вопрос приобретения второго комплекта ЗРС-400 с российской стороны препятствий не имеет, тем более что турки не раз заявляли о своём желании это сделать при условии совместного производства и передача технологий.
Раз есть у них такое пожелание, значит надо начать с ними переговорный процесс, с обещаниями максимально удовлетворить пожелания турецкой стороны, ведь «обещать — не значит жениться». Главное, побольше информационного шума, и чтобы он как можно правдивее выглядел.
Можно не сомневаться, если эта дезинформационная кампания будет сделана качественно, то Вашингтон на эту «утку» клюнет, и если не похоронит сделку по F-16, то, по крайней мере, сроки её реализации сильно затянутся, что, несомненно, ослабит российского «партнёра».
Во-вторых, необходимо начать расшатывать турецко-азербайджанский тандем путём создания в противовес ему армяно-иранского. Армения — член ОДКБ, поэтому без согласия Москвы она на это сама не решится.
Значит, необходима соответствующая отмашка, тем более что Иран сам напрашивается на это, учитывая, что он — вторая после Армении проигравшая сторона по результатам прошлогодней Карабахской войны. С приходом к власти в Тегеране консерваторов это осознание находит в стране всë больше сторонников.
После завершения осенью прошлого года боевых действий в регионе Баку и Турция неоднократно проводили совместные военные манёвры, поигрывая мускулами перед поверженным Ереваном.
При этом Армения пока на эти вызовы ничем серьёзным не ответила. Почему бы России не помочь организовать Еревану в адрес Тегерана предложения о запуске двухсторонних или трёхсторонних, с участием ВС РФ, совместных учений на территориях двух стран, сделав их проведение регулярным.
Ведь у Ирана есть подобный опыт в военно-морской компоненте, в содружестве с Россией и Китаем. Совместные сухопутные манёвры вместе с Арменией, и возможно с Россией, вызывают у Тегерана нескрываемый интерес.
Но учитывая пребывание Армении в ОДКБ и военном союзе с Россией, в Иране ждут соответствующей инициативы с армянской стороны. У Москвы не должно возникнуть принципиальных возражений, поскольку турецко-азербайджанский союз в регионе давно напрашивается на симметричные ответные меры.
Чтобы Тегеран покрепче увяз в антитурецком тандеме с Арменией, России можно было бы подтолкнуть Ереван на закупку отдельных видов вооружений у Тегерана, например, дронов, где Иран в последние годы добился очевидных успехов.
Конечно же, это второй шаг в военном сближении Ирана и Армении — после успешного проведении армяно-иранских военных манёвров. Россия практически в монопольном режиме доминирует на оружейном рынке Армении, поэтому никакого ущерба российскому экспорту это не принесёт, но в противостоянии с Турцией польза будет несомненная.
Давно пора по линии МИД РФ надавить на Дамаск, чтобы наладить трёхсторонний конструктивный диалог с курдами, срывая планы Анкары проводить военные операции на севере Сирии.
Правда, этим шагом российские интересы столкнутся с американскими, но почему бы не наладить с ними полезное взаимодействие для укрепления позиций в Идлибе.
Как на армяно-иранское сближение отреагирует коллективный Запад и, прежде всего, США? Тюркская дуга от Стамбула до китайского Синьцзяна, замыканию которой сейчас фактически препятствует только армянский Сюник, не вписывается в глобальные планы НАТО.
В североатлантическом альянсе никогда не были в восторге от турецких геополитических амбиций. Самому альянсу как бы не с руки прямо противодействовать одному из своих членов.
Но вот если на пути «турецкого марша» встанет Тегеран, с кем у НАТО последние десятилетия очень сложные отношения, то США и их европейские партнёры вряд ли станут рьяно противиться этому, скорее всего, ограничатся словесными порицаниями Ирана и ничего не значащими заверениями о поддержке Анкары.
В Вашингтоне всегда делали определённые исключения, когда вставал вопрос о связях Еревана с шиитским государством. После прихода в Белый дом, пожалуй, самой «проармянской» администрации негативные последствия из-за сближения с Ираном Армении вряд ли угрожают.
В самой Турции как снежный ком нарастают экономические проблемы. В 2023 году в стране президентские выборы. Эрдоган пытается удержать под контролем ситуацию в стране с помощью успешных внешних военных операций, ближайшая из которых — против курдских формирований на севере Сирии.
У России сейчас есть уникальная возможность остановить звучание раздражающего слух «турецкого марша», причём сделать это можно чужими руками. Так почему этим не воспользоваться?