У электромобилей наблюдается бум лития — и на этот раз спада не видно
Литий снова горячий, хотя на этот раз ралли выглядит более выносливым.
Рынок резко вырос: в 2021 году контрольный индекс вырос более чем вдвое, а основные цены в Китае достигли рекордов. Разгоняет безумие серебристый металл как товар будущего: это один из ключевых компонентов аккумуляторных батарей, используемых для питания электромобилей.
Литий уже применялся на этом пути. С начала 2015 года цены выросли более чем втрое до рекордного уровня в марте 2018 года, но затем снова упали из-за быстрого роста производства. Аналитики и эксперты говорят, что на этот раз все по-другому, потому что бум электромобилей действительно начался. Продюсеры также извлекли урок из последнего краха и теперь проповедуют дисциплину.
В результате поставки достаточно ограничены, чтобы производители аккумуляторов вынуждены были заключать долгосрочные контракты, более выгодные для производителей. Некоторые даже идут на смелый шаг, скупая горнодобывающие активы. В конце концов, цены на литий могут быть настолько высокими, что это приведет к увеличению затрат на батареи и электромобили, так же как миру требуется больше источников чистой энергии.
“Это похоже на месть шахтеров”, — сказал Джо Лоури, независимый консультант, известный как мистер Литий за десятилетия работы в отрасли.
«Поставщики рулят, и какое-то время так и останется», — сказал он.
Такая динамика означает, что спрос, вероятно, превысит объемы производства в течение как минимум следующих пяти лет, — Morningstar Inc. предсказывает.
По словам Криса Берри, президента отраслевой консалтинговой компании House Mountain Partners, строится не так много новых рудников, и несколько текущих проектов, вероятно, не начнут развиваться до середины-конца 2023 года.
По прогнозам Berry, к следующему кварталу цены могут подскочить еще на 15% и на спотовом рынке достигнут примерно 30 000 долларов за метрическую тонну.
В то время как металл составляет небольшой процент стоимости батареи для электромобиля, длительный период повышения цен на материалы катода батареи, включая литий, никель и кобальт, скорее всего, отсрочит момент, когда батареи EV достигнут ценового паритета с автомобилями с двигателем внутреннего сгорания, что является решающим фактором в массовом внедрении, которое необходимо для более экологичного будущего.
«Если в течение следующих шести месяцев произойдет задержка с запланированным ответом на поставку, я определенно не вижу никаких негативных последствий для ценообразования на литий», — сказал Берри. «Есть огромная потребность в инвестициях».
История с литием похожа на динамику, происходящую с широким спектром сырьевых товаров, включая нефть и природный газ. Из-за нехватки капитала в последние несколько лет и столкнувшись с новыми требованиями инвесторов сосредоточиться на устойчивости, расширение производства многих видов сырья замедлилось. Сейчас предложения ограничены, так как спрос растет.
Пока нет никаких признаков того, что спрос со стороны тех, кто может позволить себе огромные ценники на электромобили, начнет снижаться. Гигант по аренде автомобилей Hertz Global Holdings Inc. только что разместил заказ на 100000 Tesla в качестве первого шага амбициозного плана по электрификации своего автопарка, что стало самой крупной закупкой электромобилей за всю историю.
По данным BloombergNEF, к концу этого десятилетия мировое потребление лития вырастет в пять раз.
Ожидается, что поставки будут настолько ограниченными, что это вызовет волну заключения сделок.
В последние месяцы было объявлено о нескольких приобретениях литиевых майнеров, в том числе о предполагаемом поглощении Millennial Lithium Corp. крупнейшим в мире производителем аккумуляторов. Две китайские компании спровоцировали торговую войну за канадскую компанию Millennial, владеющую литиевыми активами в Аргентине, с Contemporary Amperex Technology Co. в итоге перебив цену Ganfeng Lithium Co.
Конечно, неясно, как долго продлится вновь обретенная дисциплина среди шахтеров.
Albemarle Corp., ведущий производитель лития в мире, и ее партнер Mineral Resources Ltd. только что объявили о плане перезапуска законсервированного рудника Wodgina в Австралии, чтобы заработать на росте цен. Правительство Чили также предлагает новые контракты на освоение крупнейших в мире запасов лития — хотя потребуются годы, прежде чем эта продукция появится на рынке.
Текущие изменения объемов производства не могут «снизить цены из-за того, насколько вырастет спрос через 12 месяцев», — сказал Лоури, ветеран-консультант.
«Электромобили переживают бум. Бум спроса на батареи. В ближайшее время у вас не будет много новых мощностей », — сказал он. «У тебя сейчас идеальный шторм».