Польша и Венгрия могут помочь друг другу в энергетике
Польша и Венгрия — две посткоммунистические страны, входящие в Европейский Союз, стремительно развивающиеся в течение последних тридцати лет. Обе сталкиваются с необходимостью преобразования энергии и отказа от использования угля в структуре энергоснабжения. Обе страны должны также диверсифицировать свои источники энергоснабжения. Различия и сходство между странами — это возможность учиться друг у друга и использовать опыт, — пишут эксперты из Института энергетической политики.
Институт руководит проектом «Польско-венгерское сотрудничество в области энергетической безопасности в контексте преобразования энергии и повышения конкурентоспособности экономики». Привлеченные исследователи анализируют векторы энергетической политики Польши и Венгрии, показывают сходства и различия и пытаются найти поле для укрепления сотрудничества обеих стран в контексте преобразования энергии и повышения экономической конкурентоспособности. Проект софинансируется за счет средств, полученных от Института польско-венгерского сотрудничества
Два аналитика, регулярно сотрудничающих с Институтом энергетической политики: Якуб А. Бартошевский из Школы управления и государственной службы Буша при Техасском университете A&M и д-р Анна Микульска из Института государственной политики Бейкера при Университете Райса (Хьюстон, Техас) проанализировали ситуацию отказа от угля в обеих странах, как с экономической точки зрения, так и с точки зрения его влияния на энергетическую безопасность.
Что вместо угля?
Согласно теориям, приведенным двумя исследователями, правило состоит в том, что в развитых странах по мере увеличения уровня благосостояния количество энергии, необходимой для экономики, уменьшается. Так было в Венгрии, где загрязняющие виды топлива постепенно заменялись более чистыми и эффективными видами топлива. С другой стороны, Польша использовала и в значительной степени все еще использует угольные месторождения и угольные электростанции.
Исключение угля из польского энергобаланса не только будет означать потерю хорошо оплачиваемых рабочих мест и вызовет социальные конфликты, но и может привести к экономическому спаду в горнодобывающих регионах. Это также отрицательно скажется на уровне энергетической безопасности, поскольку заменитель угля, то есть природный газ, должен импортироваться. В свою очередь, строительство АЭС означало бы необходимость закупки не только технологий, но и ядерного топлива.
Направления диверсификации
Польша — в отличие от Венгрии — позаботилась о диверсификации поставщиков газа, особенно о сокращении импорта из России. Однако проблемой остается более низкая стабильность цен на газ и возможность перебоев в поставках этого топлива и его высоких цен, примером чего является прямо сейчас, то есть осенью 2021 года.
— Преобразование энергии, то есть отказ от ископаемого топлива, в первую очередь декарбонизация, которая вызвана Европейским зеленым курсом, является гораздо большей проблемой для Польши, чем для Венгрии, — оценивают Якуб А. Бартошевский и Анна Микульска. — Венгрия имеет очень диверсифицированный энергетический баланс, что позволяет относительно легко отказаться от угля. До сих пор уголь был гарантом энергетической безопасности Польши, и у нас не только нет атомных электростанций, но даже нет контракта на их строительство. Без ядерной энергетики Польше придется использовать природный газ или возобновляемые источники энергии или сочетать и то, и другое.
По мнению аналитиков, также вызывает беспокойство тот факт, что ЕС будет все больше поддерживать отказ от природного газа, принимая во внимание выбросы CO2 и метановый след этого топлива.
Возобновляемая энергия не развита ни на реке Висла, ни на Дунае и Цизе. Польша имеет возможности развивать морскую ветроэнергетику, а Венгрия, как мы знаем, не имеет выхода к морю. Уровень инсоляции в обеих странах также невысокий. В Венгрии вы можете найти пример возрождения угольного региона Матра и развития солнечной энергетики в этом районе. Именно из этого опыта Польша могла бы извлечь пользу. Венгрия, в свою очередь, может сделать выводы из того, как Польша диверсифицировала свой энергетический баланс. Исследователи отмечают масштаб зависимости Венгрии от России, в том числе финансовый контроль Москвы над ключевыми инвестициями в энергетическую инфраструктуру Будапешта. Они рекомендуют искать и находить новые пути энергоснабжения.
Используйте опыт друг друга
Польша и Венгрия должны обменяться опытом на межправительственном, экспертном и общественном уровне. — Более того, следует подумать о распространении этого диалога на другие страны, — предлагают Якуб Бартошевский и Анна Микульска. — Самая очевидная — Вышеградская группа, в которую, помимо Польши и Венгрии, входят еще Чехия и Словакия. Последние две страны сталкиваются с аналогичными проблемами, связанными с переходом к энергетике, отходом от угля, энергетической безопасностью и угрозой российского господства в регионе.
-Только сотрудничая, несмотря на различия, эти страны могут предложить альтернативу нынешней стратегии преобразования энергии, продвигаемой Европейским Союзом. Эту стратегию сложно реализовать, если она не противоречит социальным, политическим и экономическим потребностям стран Вышеградской группы.
Страны V4 могут быть в авангарде пересмотра энергетического перехода с учетом экологических соображений, а также необходимости экономического развития и сокращения энергетической бедности, которая может препятствовать усилиям по декарбонизации во многих развивающихся странах.
Эксперты заключают, что поиск ответа может иметь решающее значение для более широкой повестки дня в области изменения климата.