Польша умоляет Газпром снизить цену на газ
Польша начала расплачиваться по полной. Компания направила в Газпром обращение с просьбой снизить цену на поставку газа. Данное обращение может носить либо циничный, либо бредовый характер. Либо формальный. Раз есть возможность обратиться — почему бы это не сделать, а когда от Газпрома придет отказ, обвинить Россию в своих экономических проблемах.
В последнее время мы стали свидетелями беспрецедентного роста цен на природный газ на европейском оптовом рынке. Эта чрезвычайная ситуация дает основу для пересмотра ценовых условий, на которых мы закупаем газ по Ямальскому контракту
Именно такой комментарий дал представитель PGNiG Павел Маевский.
В настоящий момент истекает последний год газового «ямальского» контракта России и Польши, заключенном уже практически 25 лет назад. Согласно нему Варшава обязана закупать у Газпрома 9,8 млрд кубометров в год. Однако имеет возможность в зависимости от ситуации снизить это количество до 8,7 млрд кубометров.
Ситуация абсурдна со следующей точки зрения. До решения Стокгольмского арбитража цена на газ рассчитывалась по формуле, привязанной к цене на нефть.
В какой-то момент спотовая цена на газ в Европе установилась на значительно более низком уровне, чем в долгосрочных контрактах Газпрома. Польша подала в суд в Стокгольмский арбитраж и успешно его выиграла. В результате Газпром заплатил Варшаве 1,5 млрд долларов.
Формула расчета экспортной цены была пересмотрена. Точные цифры не раскрываются, но, разумеется, она была пересмотрена в пользу увеличения доли спотовой цены. И в этом году начались для поляков неприятности.
По заявлению Газпрома, в среднем 87% в формуле экспортной стоимости привязано к спотовой цене, остальное — к цене на нефть. Правда, эти 87% также идут с лагом в два месяца.
Грубо говоря, сейчас они рассчитываются по стоимости газа на конец августа этого года. Хотя, для поляков, мы не удивимся, если к спотовой цене привязаны все 100% экспортной стоимости.
В общем, для Польши настали трудные времена. В отличие от той же Германии лишних финансовых ресурсов у Варшавы нет. Конечно, Газпром в ответ на предложение PGNiG ответил отказом.
В этом нет практически никаких сомнений. Те 1,5 млрд долларов, которые мы заплатили полякам, судя по всему, вернутся к нам еще и с прибылью.
Ситуация выглядит особенно комично на фоне недавнего заключенного контракта между Польшей и Молдовой на поставку последней газа в объеме 1 млн кубометров.
Подобная сделка была объявлена Кишиневом как способ диверсификации поставщиков углеводородов. И вот хочется спросить: каким образом польский газ будет дороже российского со скидкой в 25%?
Однако еще большие проблемы у Польши могут наступить через год, когда истекает контракт с Россией. В настоящий момент потребление газа в Польше составляет примерно 20 млрд кубометров в год, из них около половины закрывает Россия.
Именно столько Польше предстоит «компенсировать». Сделать они это хотят через рост закупок СПГ и через введение в эксплуатацию Baltic Pipe.
Правда, как показывает нынешняя ситуация, весь американский и катарский СПГ устремился в Азию, а проектная мощность Baltic Pipe (10 млрд кубометров) не сможет быть заполнена даже наполовину. В вырабатывающихся норвежских месторождениях попросту нет столько газа.
Поэтому наблюдаем за ситуацией, разворачивается она весьма интересно. Синоптики дают 70% вероятность того, что зима будет холодной. Пик энергетического кризиса при подобных обстоятельствах может наступить в феврале, когда запасы в ПХГ будут расходоваться особо активными темпами.