«Лавров совсем как русский медведь, он непредсказуем». Визит в Норвегию главы МИД России переполошил местную публику…
Министр иностранных дел России съездил в Норвегию на мероприятие посвященное Балтийскому региону под названием «18-й съезд Баренцева совета в Тромсё». Он послушал пламенные речи «климатических» агитаторов на холодной норвежской земле, пообщался с официальными лицами Норвегии и выразил общее с Норвегией мнение, что «зеленые» не в своем уме и что Россия и Норвегия продолжат разработку северных месторождений, чтобы эти «климатические идиоты» не повымерзли как мамонты.
Казалось бы, министр поехал и в свойственной ему манере проделал свою работу. Но давайте посмотри на тот фон, который царил вокруг визита министра иностранных дел России.
Не скрывая своей тревоги норвежская Nettavisen готовила читателей к этому визиту: «Так случилось, что новый министр иностранных дел Норвегии Анникен Витфельдт встречается со своим российским коллегой, проведя совсем немного времени на новом посту». «Отношения с Россией важнейший внешнеполитический проект Норвегии». Но Витфельдт будет очень сложно, ведь «Норвегия считает, что Россия стоит за хакерской атакой на Стортинг» (норвежский парламент). Из-за российских учений в Норвежском море страдает гражданская авиация в Финнмарке из-за масштабных помех для сигналов GPS. Кстати, предшественница Витфельдт Ине Эриксен Сёрейде всегда отказывалась от визитов в Москву. А в 2019 году в связи с празднованием 75-летия освобождения норвежской провинции Финнмарк советскими войсками ее пригласили на торжественные мероприятия. Но и на этот раз, сославшись на пандемию, она осталась дома.
Также Королевство обеспокоено тем, что в России введены ограничительные законы, затрагивающие правозащитников, журналистов, сексуальные меньшинства и политическую оппозицию. Норвегия вместе с рядом других стран Запада выразила протест против ограничения социальных и демократических прав российских граждан, а также в связи с заключением в тюрьму лидера оппозиции Алексея Навального и отравления бывших российских шпионов в Британии».
Как оказалось, у норвежцев до сих пор не зажила рана в связи с побегом от их военных кораблей российского рыболовного судна «Электрон» в 2005 году. Два дня погони, но наши рыбаки от них ушли. А на прошлой неделе Dagens Næringsliv сообщила, что «российское исследовательское судно «Академик Лазарев», вероятно, занималось картографированием трубопроводов и кабелей передачи данных на дне Северного моря». Как сказал директор Норвежского совета по безопасности бизнеса Один Йоханнесен: «речь идет о критически важной норвежской инфраструктуре, связанной с нефтью и газом».
Норвежцы до сих пор негодуют о воссоединении России и Крыма и продолжают морозить трансграничное сотрудничество и продлевать санкции. За санкции мы их винить не будем, России они только на руку. Еще никогда в новой Российской истории мы не строили столько судов для рыболовного флота. А вот норвежское издание NRK уверено в обратном и выдает желаемое за действительное: «Новое правительство Норвегии не обеспечит того, чего россияне больше всего хотят, а именно — ослабления режима санкций против России». «Норвегия следует за Евросоюзом. Правительство, независимо от состава, никогда не пойдет на двусторонние переговоры с Россией об ослаблении санкций». «Санкции включают жесткие ограничения на продажу товаров и услуг российской нефтяной отрасли».
Результаты этих телодвижений Европы мы сегодня наблюдаем воочию.
По секрету норвежская газета говорит и о том, что: «Официально Лавров приезжает в Тромсё для участия в так называемом заседании Совета Баренцева региона, форума регионального сотрудничества на севере страны. Неофициально же он приезжает в Норвегию, чтобы поспособствовать возрождению двустороннего сотрудничества между странами, которое сейчас в лучшем случае можно охарактеризовать как стабильно плохое». И продолжает совершено трагическим голосом: «И вот сейчас Анникен Витфельдт должна пройти свое российское испытание на встрече с одним из самых опытных министров иностранных дел в мире». «Лавров никогда не оказывается к чему-то неподготовленным и прекрасно владеет всеми дипломатическими приемами: сначала он может пошутить и очаровать всех присутствующих, а затем нанести удар и пойти в мощную контратаку, часто в крайне саркастической манере». «Лавров может шутить, смеяться и обниматься. Но также может вести себя холодно и пренебрежительно». «Совсем как русский медведь, Лавров непредсказуем. Он заключает в медвежьи объятия людей, с которыми он в хороших отношениях. Но какой именно Лавров придет на встречу с Витфельдт, покажет время».
Время же показало, что Лавров, просто проходя мимо, заглянул в гости к мадам и даже ее не укусил. Поговорили о «регулировании запасов трески», о «сохранении хвойных лесов в Норвегии и России», а в министерстве иностранных дел Норвегии выразили надежду, что нового норвежского министра пригласят в Москву. И Сергей Викторович, как истинный гусар, конечно же, ее пригласил.
И только галантно так ей напомнил, что «Норвегия — член НАТО, а НАТО нам не друг». По всем основополагающим политическим документам Норвегия не должна размещать иностранные войска на своей земле до тех пор, пока она не подвергнется нападению или угрозе нападения. В то же время, в апреле Норвегия заключила «Дополнительное соглашение об оборонном сотрудничестве с США». Американцы получили доступ к трем норвежским авиабазам, на которых уже базируются бомбардировщики США B-1B Lancer, которые, как сообщает Forbes уже отрабатывают «новую миссию — уничтожение российского флота в Черном и Балтийском морях». А также США получили доступ к военно-морской базе, на которой уже появились американские атомные подводные лодки. На этих базах Пентагон уже строит собственную инфраструктуру, а их солдаты будут подчиняться американским законам. И после этого норвежские политики не могут понять, почему русские воспринимают это соглашение как нарушение базовой политики Норвегии и действия направленные против России? Можно посоветовать норвежским товарищам, провести совместный тренинг с японскими товарищами. Те тоже никак в толк не возьмут, как связаны американские базы на Окинаве и мирный договор с Россией.
Но новый министр иностранных дел Анникен Витфельд заявила, что «в отношении увеличения военного присутствия на севере страны планы правительства будут неизменны».
А значит, и министр иностранных дел России будет и впредь проезжать Норвегию мимо, благо никаких саммитов там больше не ожидается, а если и ожидается, то существует функция видеоконференции.
Что касается самой конференции, то там, конечно же, появились представители Евросоюза. Еврокомиссия недавно решила, что Евросоюз это арктическая страна и взялась за дело. Она решила открыть новый офис в Гренландии и инвестировать средства в работу по содействию экологическому развитию в районах, где изменения климата ощущается больше, чем где-либо еще. Под этими районами в Брюсселе подразумевают Россию, о чем они и сообщили общественности. А также, Еврокомиссия собирается бороться с добычей ископаемых в Норвегии и в русской Арктике. При этом США и Канада могут добывать и спать спокойно, гнев еврокомиссаров на них не распространяется.
Засланец ЕС в Совете Баренцева региона Михаэль Зиберт уже переименовал этот регион в Евроарктический, а норвежцам сообщил, что предложение Евросоюза прекратить добычу нефти на севере пойдет им только на пользу.
«Экологическая инициатива, которую продвигает ЕС, очень важна, и здесь, на севере, люди знают об этом лучше, чем кто-либо еще. Со временем это соглашение принесет пользу как вам, так и остальному человечеству», — сказал Зиберт.
Еще один докладчик Якуб Годзимирски из Норвежского института внешней политики. Этот гражданин с многоговорящей фамилией «вот уже 20 лет работает над темой российской внешней политики и политики безопасности, уделяя особое внимание роли энергоресурсов в стратегии России». И по его мнению: «Норвегия очень хотела бы иметь соседа на востоке, который вел бы себя так же, как все остальные северные страны. Но Россия поступает иначе».
А вот Норвегия предсказуемая. «Нам можно доверять. Россия знает, чего от нас ждать», — сказала Витфельдт.
И разошлись как в море корабли…