Синдром атакуемого шпиона: как Москва американских дипломатов «облучала»
На фоне серьёзного обострения обстановки в Донбассе много разговоров о роли Соединенных Штатов
В конфликте на Юго-Востоке Украины американцы уже отошли от роли глобального заказчика и бенефициара, перейдя к выполнению конкретных оперативных задач. Фактически, заказывая эскалацию своим сателлитам, Штаты вынуждены выполнять за них большую часть работы. Так, именно американские БПЛА ведут разведку не только вдоль линии соприкосновения, но и в районе Крымского полуострова.
Вряд ли в Вашингтоне в восторге от того, что приходится всё делать самим. Скорее, тут отсутствие выбора – слишком посредственного союзника Белый дом нашел в лице Киева. Поэтому и приходится так явно «палиться». Обычно же Штаты действуют по-другому. Шпионаж, перехват разговоров, радиоэлектронная разведка — в этой области американцы если и не впереди всей планеты, то, по крайней мере, составят конкуренцию кому угодно. В этом они действительно профессионалы.
Тем более, что тут в наличии все компоненты — и технологии, и грамотные спецы, и хорошее прикрытие. Это может быть бизнес, многочисленные НКО, «образовательные фонды» – что угодно. Но самая надёжная крыша – это, конечно же, посольства. Именно американские диппредставительства всегда были и остаются главными центрами шпионажа и подрывной деятельности, которая порой достигает таких масштабов, что непонятно, зачем вообще нужен весь этот спектакль с верительными грамотами и прочей шелухой.
Впрочем, у этой практики есть и свои минусы — порой объём установленного в посольствах оборудования достигает таких значений, что это начинает бить уже по здоровью самих дипломатов. В каком-то смысле, это побочный эффект. Когда на нескольких этажах вам нужно разместить столько технических примочек, что само посольство начинает напоминать радар, будьте готовы к тому, что это отразится на самочувствии сотрудников. Это уже чистая физиология, обмануть которую очень сложно.
Понятно, что признавать это крайне неудобно. Приходится изворачиваться в поисках хоть какой-то «отмазки». Сделать вид, что дипломатам не подходит климат? Несерьёзно. Сказать, что они болеют из-за плохого питания? Опасно, могут завалить исками. И тут на помощь приходят враги. Оказывается, это они облучают американских дипломатов и воздействуют на них акустическими атаками, от чего те начинают хворать и не могут выполнять свои обязанности.
Эту «утку» Вашингтон распространяет уже не первый год. Есть даже специальный термин – «гаванский синдром». Именно на Кубе американцы якобы впервые столкнулись с подобным воздействием. Потом история повторилась в России и КНР, то есть именно в тех странах, где американцы наиболее активно ведут разведывательную работу. Всего пострадало не менее 40 сотрудников. Скорее всего, это люди, чьи рабочие места находились в непосредственной близости от радиоэлектронных комплексов.
Показательно, что 2018 г. в Госдепе даже создали особое подразделение, которое было призвано установить виновных. Само по себе это уже является маркером. Госдеп — это структура не самостоятельная и во-многом пропагандистская. Зачастую её привлекают именно в пиар-целях, когда нужно создать ажиотаж. Если бы Вашингтон всерьёз рассматривал вероятность внешнего воздействия, то этим вопросом занимались бы исключительно на уровне ЦРУ или АНБ.
А так, у Штатов есть еще одна замечательная страшилка. Кто виноват в «атаках» на американских дипломатов, вы, конечно, уже догадались. «Демократическая» пресса не первый год обвиняет в этом российские спецслужбы. Теперь в Госдепе появился специальный координатор по расследованию «микроволнового воздействия» в лице Памелы Спрэтлен, которая ранее исполняла обязанности посла в Узбекистане и Киргизии. Иными словами, несмотря на то, что сама история уже немного «протухла», Штаты намереваются раскрутить её по-новой, в том числе, чтобы использовать для обоснования новых санкций против Москвы. Думаю, в ближайшее время мы узнаем еще много интересного.
Николай Севостьянов, Аналитическая служба Донбасса