Высшее образование в России за фасадом академического благополучия: почему вузы не «куют» будущее страны

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Высшее образование в России за фасадом академического благополучия: почему вузы не «куют» будущее страныСегодняСегодня7710 минОглавление

Показать ещёВысшее образование в России за фасадом академического благополучия: почему вузы не «куют» будущее страны

В общественном дискурсе о высшем образовании России в последние годы сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, регулярно публикуются материалы о тяжелом положении вузов, с другой — все чаще появляются разоблачительные reports о финансовых нарушениях в высшей школе. Речь идет не о единичных случаях коррупции среди преподавателей, а о системных проблемах, затрагивающих руководящий состав университетов.

Недавние скандалы вокруг ректора Санкт-Петербургского университета профсоюзов, который за счет вуза проживал и путешествовал с семьей в Европу, вскрыли лишь верхушку айсберга. Гораздо более тревожные сигналы поступают из, казалось бы, благополучных "правительственных" вузов, где аудиторы выявляют масштабные финансовые нарушения и неэффективное управление.

Разворовывание бюджета: от единичных случаев к системе

Результаты проверки Счетной палатой РФ Финансового университета при Правительстве России шокируют своими масштабами. Проверка, проведенная в 2022-2024 годах, выявила целый комплекс нарушений:

На выполнение государственного задания Университет получил 17,5 млрд рублей, однако 2,6 млрд из них не были использованы по назначению. Из более чем 200 научных исследований, проведенных в указанный период, по 40% работ университет не смог отчитаться о практическом применении полученных результатов. 2,1 млрд рублей. Это означает, что государство дало деньги ученым, чтобы те ч то-то исследовали, проанализировали какие-то проблемы, предложили варианты решений, но ничего этого сделано не было — огромные деньги куда-то испарились, но только не были потрачены на науку.

Выделенные средства на строительство двух спортивных комплексов (в Москве и Барнауле) и общежития в Москве в 2019-2023 годах, фактически были освоены безрезультатно — ни один объект к 2025 году так и не был построен.

105 млн рублей, предназначенных для выполнения госзадания, были направлены на выплату зарплат сотрудникам, не участвовавшим в его выполнении.

По итогам проверки Университет вернул в бюджет лишь 26 млн рублей — каплю в море потраченных без результата средств. Эти цифры свидетельствуют не просто о единичных нарушениях, а о системном кризисе управления в высшей школе.

Голос студентов: неуслышанные реформаторы

Проблемы высшего образования не ограничиваются финансовыми злоупотреблениями. О том, что существующая система не отвечает запросам современности, красноречиво говорят результаты масштабного опроса, проведенного исследовательско-коммуникационной платформой «Неравнодушный человек» в мае-июне 2025 года. В исследовании приняли участие 175 005 студентов из 488 вузов и их филиалов, что делает его репрезентативным и значимым.

Согласно результатам опроса, почти треть российских студентов (29%) хотели бы иметь возможность самостоятельно выбирать дисциплины для обучения.

Четверть опрошенных (26%) считают важным сбалансировать количество аудиторных занятий, самостоятельной работы и практики.

Столько же респондентов (25%) предлагают расширить сеть партнеров для прохождения практик и стажировок.

Еще 23% студентов сказали, что надо улучшить материально-техническую базу и добавить в расписание больше практикоориентированных дисциплин, а 22% хотели бы изменить расписание занятий и сделать обучение более гибким по времени и месту.

При этом лишь 17% опрошенных ничего бы менять не стали.

Респонденты могли выбирать несколько вариантов ответов, что демонстрирует многомерность проблем, которые волнуют современное студенчество. Примечательно, что лишь 17% опрошенных не видят необходимости в изменениях. Остальные 83% так или иначе выражают неудовлетворенность текущим положением дел.

Проведение такого масштабного исследования — безусловно, позитивный шаг. Однако возникает закономерный вопрос: что дальше? Кто и как будет учитывать его результаты? Без действенного механизма внедрения предложений студентов в жизнь эта работа рискует остаться лишь констатацией проблем, которые уже давно очевидны для профессионального сообщества.

Преподавательский корпус: на грани возможностей

Не лучше ситуация и среди преподавательского состава. О сверхнагрузке в академической среде говорят не первый год. Стандартная нагрузка доцента составляет 950 часов, в течение которых он должен не только вести аудиторные занятия, но и заниматься научной деятельностью.

Если в столичных вузах труд преподавателей еще более или менее оплачивается, то в региональных университетах они зачастую влачат жалкое существование. Ни о каком качестве преподавания и значимых научных достижениях в таких условиях речи быть не может.

Глубинное исследование, опубликованное в журнале «Высшее образование в России» (2025, №7) доктором экономических наук Ириной Дежиной «Наука глазами преподавателей российских классических университетов», подтверждает эти наблюдения научными данными.

Исследование проводилось в 2023-2024 гг. в четырех классических университетах: МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, ТГУ и КФУ. Всего в качестве экспертов выступило 60 человек, по 15 из каждого вуза.

Автор выделяет несколько устойчивых проблем, сохраняющихся в академической среде на протяжении длительного времени: сильная бюрократизация как следствие формализации отчетности; снижение этических норм проведения исследований в погоне за выполнением показателей публикационной активности; сложности сочетания научной и педагогической работы из-за высокой преподавательской нагрузки; неэффективность аспирантуры, ее низкая привлекательность, и в целом слабый интерес молодежи к научной карьере, в том числе из-за относительно низкой заработной платы.

По итогам интервью автор выделяет несколько параметров, характеризующих научную работу в вузах. Отмечается давление бюрократических процессов, связанных с отчетностью по научной работе, сокращающееся финансирование и система грантов с неоднозначными эффектами.

С одной стороны, гранты способствуют увеличению числа качественных публикаций, профессиональному росту, развитию международного сотрудничества, но с другой — они порождают неравенство и расслоение, причем не всегда справедливое.

Отчасти такое положение связано с тем, что в стране есть только один большой государственный научный фонд, в который все обращаются.

Вместе с тем выяснилось, что научная работа слабо интегрирована с образованием. Нередки ситуации, когда занятия исследованиями воспринимаются как обременение, прописанное в эффективном контракте.

Это усиливается общим отношением администрации к науке как к некой функции, которую надо исполнить и выдать определенное число статей и патентов. В итоге у преподавателей снижается интерес к самому процессу исследований, поскольку он сопровождается постоянным давлением отчетных показателей.

Результатом этого становятся, в том числе, проблемы привлечения молодежи в науку, тем более в условиях падения престижа профессии.

Национальные приоритеты и реальные практики: разрыв между целями и исполнением

На фоне этих проблем особенно контрастно выглядят заявления о поддержке науки и образования на государственном уровне. В рамках Десятилетия науки и технологий (2022-2031 гг.) проводятся масштабные кампании по популяризации научной деятельности. Так, в сентябре 2025 года по всей стране — на ТВ, в интернете и на улицах городов — появились рекламные материалы кампании «Научные специальности», рассказывающие о молодом поколении ученых и их достижениях. Героями роликов стали лауреаты премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых за 2024 год.

Согласно данным ВЦИОМ, интерес к науке в России стремительно растет: 85% граждан следят за достижениями отечественных исследователей, а три четверти родителей хотели бы видеть своих детей в профессиях, связанных с разработкой передовых технологий.

По итогам приемной кампании в вузы в 2025 г. инженерные и научные специальности вновь вошли в число самых востребованных.

Однако эти оптимистичные данные контрастируют с результатами опроса Фонда «Общественное мнение» (июнь 2025 года), который демонстрирует более сложную картину общественных настроений. Хотя 66% участников опроса считают, что сегодня в России быть ученым престижно, а 57% хотели бы, чтобы их дети или внуки стали учеными, остается значительная часть скептически настроенных респондентов. 19% опрошенных считают профессию ученого непрестижной, а 23% не желают, чтобы их дети или внуки выбрали эту стезю, считая, что у них нет склонности или способностей к ней или же предпочитая другие профессии.

Что касается уровня развития современной российской науки, то только 25% россиян оценивают его как высокий, большинство (56%) считают его средним, а 11% — низким.

Владимир Путин на заседании президентского Совета по науке и образованию 6 февраля подчеркнул необходимость ограничить чрезмерный платный набор по направлениям и специальностям, на которые отсутствует спрос со стороны экономики и рынка труда. Это заявление легло в основу законопроекта, регулирующего платный прием в вузах, который уже прошел первое чтение в Госдуме.

Статс-секретарь — заместитель министра науки и высшего образования Анастасия Бондаренко заверила, что подзаконные акты к этому закону будут готовы в течение месяца после его принятия.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин во время обсуждения заявил, что инициатива не направлена на сокращение студентов или преподавателей, главная цель закона — повысить качество образования независимо от того, какой статус у вуза — государственный или частный, и от формы обучения.

Однако эксперты смотрят на предлагаемые меры скептически. По мнению старшего научного сотрудника Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Бориса Илюхина, инициатива вряд ли приведет к решению проблемы дефицита квалифицированных кадров. «Проблема в том, что основная доля платных студентов — юристы, менеджеры, специалисты по рекламе и проч.

Сокращение мест платного приема по этим специальностям приведет к еще большему избытку абитуриентов с результатами ЕГЭ по гуманитарным предметам. И этот избыток пойдет в систему среднего профессионального образования учиться платно на те же специальности, а не на механиков, слесарей и станочников», — пояснил он.

Ректор Новосибирского госуниверситета экономики и управления Павел Новгородов также отмечает, что регулирование платного набора — правильная идея, но сама по себе такая мера без других комплексных решений, в том числе связанных с балансированием рынка труда, не поможет снизить дефицит инженерных кадров.

Вряд ли желающие поступить на экономику или юриспруденцию в случае нехватки мест, даже на платной основе, переквалифицируются в инженеров, они скорее уйдут в систему среднего профессионального образования или найдут иные способы получения желаемого образования, сказал ректор.

Возможные пути трансформации

Проведенный анализ позволяет сделать неутешительный вывод: российская система высшего образования переживает системный кризис, который проявляется на всех уровнях — от финансового управления до образовательного процесса. Выявленные Счетной палатой нарушения в Финансовом университете при Правительстве России — лишь симптом более глубоких проблем, затрагивающих саму основу функционирования вузов.

Для действительного реформирования системы необходимы:

Системная борьба с коррупцией не на уровне отдельных нарушителей, а на уровне механизмов финансирования и контроля. Реализация предложений студентов, которые фактически уже сформулировали программу модернизации образовательного процесса. Снижение бюрократической нагрузки на преподавателей и пересмотр оплаты их труда.

Интеграция научной и образовательной деятельности вместо формального подхода к исследованиям как к "обязательной нагрузке". Разработка комплексной программы привлечения молодежи в науку, включая не только PR-кампании, но и создание реальных социальных и финансовых стимулов.

Без этих шагов все заявления о поддержке науки и образования останутся лишь благими пожеланиями, а российские университеты будут продолжать терять свой потенциал в условиях нарастающей системной деградации. Как показывает практика, точечные меры вроде ограничения платного приема или разовых проверок отдельных вузов не способны изменить ситуацию кардинально.

Нужна комплексная реформа, учитывающая интересы всех участников образовательного процесса — от студентов до преподавателей, и направленная на восстановление престижа и эффективности российского высшего образования.

Источник