Во что ввязывается Индия, согласившись участвовать еще в одной Quad?

Во что ввязывается Индия, согласившись участвовать еще в одной Quad?

Неясно, что и как Индия выиграет или многое потеряет от участия в Quad-2 с США, ОАЭ и Израилем. Хаотичный уход Соединенных Штатов из Афганистана подорвал доверие к трансатлантическим отношениям и нанес серьезный удар по Организации Североатлантического договора (НАТО). Эти события усугубляют уже существующее в Вашингтоне разочарование тем, что его европейские союзники не одобряют конфронтационную Индо-Тихоокеанскую стратегию. Европа рассматривает Китай как экономического конкурента и «системного соперника», но предпочитает путь взаимодействия и диалога.

Хотя распад трансатлантического альянса немыслим, действующие центробежные силы беспрецедентны. Политика США, ориентированная на Китай, способствует распаду системы западных альянсов. Четырехсторонний диалог по вопросам безопасности, который администрация бывшего президента США Дональда Трампа реанимировала, чтобы противостоять вызовам, связанным с подъемом Китая, не имеет европейского содержания. Западноазиатский Quad-2, включающий США, Израиль, Объединенные Арабские Эмираты и Индию, который администрация президента Джо Байдена представила две недели назад, также следует тому же формату — сетевое взаимодействие США с региональными партнерами.

И у Quad-1, и у Quad-2 на прицеле стоит Китай. Оба задуманы как «коалиции желающих». В обоих форматах доминирующей парадигмой является морская мощь. Оба закреплены на контроле за узкими проходами на морских коммуникациях — Малаккским проливом и Баб-эль-Мандебским проливом соответственно. Малаккский пролив обеспечивает морской выход в Индийский океан из Южно-Китайского моря; пролив Баб-эль-Мандеб соединяет Аравийское море и Аденский залив с Красным морем и Суэцким каналом.

Теперь именно на йеменском острове Сокотра, который выходит на стратегический пролив Баб-эль-Мандеб, ОАЭ и Израиль создали базу для сбора разведданных. С мая 2018-го года ОАЭ разместили на стратегическом острове сотни военнослужащих, игнорируя протесты правительства Йемена. База может предоставлять США критически важные услуги по обеспечению безопасности в отношении экономической деятельности Китая, особенно его торговли с Европой и передвижения военно-морского флота НОАК. Остров Сокотра известен как «Жемчужина Аденского залива» и является крупнейшим из архипелага с одноименным названием, который состоит из четырех островов и двух островков, расположенных в стратегическом месте в Индийском океане, у побережья Африканского Рога, в Аравийском море.

Большая часть экспорта нефти и природного газа из Персидского залива, который идет транзитом через Суэцкий канал и Суэцко-Средиземноморский газопровод, проходит через пролив Баб-эль-Мандеб. В течение многих лет ОАЭ стремились аннексировать остров, и распад йеменского государства из-за многолетней нестабильности проложил путь к этому захвату. Интересной стороной здесь является дипломатическое, военное и экономическое соперничество ОАЭ с Саудовской Аравией в Йемене. Для ОАЭ контроль над Сокотрой означает усиление их коммерческих и военных позиций в Индийском океане, что подчеркивает их растущий межрегиональный престиж. С другой стороны, интерес Саудовской Аравии заключается в ограничении влияния Эмиратов на острове, тем самым подтверждая превосходство Эр-Рияда в Йемене, а также в балансе сил в регионе Персидского залива.

По оценкам аналитиков службы безопасности, шпионская база на Сокотре также будет использоваться для наблюдения за Пакистаном, особенно в порту Гвадар. Очевидно, что Quad-2 влияет на динамику власти в регионе. Израильские СМИ сообщают, что остров Сокотра привлекает большое внимание израильских служб безопасности. Вполне возможно, что на самом деле база является американо-израильским проектом. США прилагают усилия, чтобы сорвать экономический коридор Китай-Пакистан, который соединяет Гвадар с Кашгаром в Синьцзяне.

Веб-сайт израильской военной разведки Debka File сообщил в мае, что ОАЭ также строят новую авиабазу на вулканическом острове у Йемена под названием Остров Перим, который предоставит «средства контроля за нефтеналивными танкерами и коммерческими судами через южный узкий пункт Красного моря и до Суэцкого канала». Брюс Ридель, известный эксперт по Ближнему Востоку из Института Брукингса, в мае написал в своем анализе, что Саудовская Аравия и ОАЭ «укрепили свои позиции в стратегических частях» Йемена и «вряд ли откажутся от своих достижений без значительного международного давления».

Ридель писал, что саудовцы оккупировали провинцию аль-Махра, вторую по величине провинцию Йемена, граничащую с Оманом, и теперь имеют 20 баз и форпостов в этой провинции. Порт Аль-Махра дает Саудовской Аравии прямой выход к Индийскому океану. По словам Риделя, Эр-Рияд планирует построить нефтепровод из Восточной провинции Саудовской Аравии через Эль-Махру к морю, что ослабит зависимость Саудовской Аравии от Ормузского пролива в экспорте нефти.

С другой стороны, ОАЭ сосредоточены на стратегических островах Йемена. Ридель пишет: — «Соединенные Штаты не должны участвовать в расчленении Йемена. Еще не рано спокойно поставить точку в том, что, если в Йемене будет достигнуто прекращение огня, саудовцам и эмиратцам придется эвакуировать аль-Махру, Маюн и Сокотру и вернуть контроль йеменцам». Действительно, учитывая такие высокие ставки, влияющие на Индо-Тихоокеанскую стратегию США по сдерживанию Китая, маловероятно, что Вашингтон попросит ОАЭ, Израиль и Саудовскую Аравию оставить Йемен в покое.

Проще говоря, Quad-1 и Quad-2 соединены между собой. Учитывая план Quad-2 по мониторингу Китая и Пакистана, Вашингтон пригласил Индию присоединиться. Конечно, у Израиля и ОАЭ также очень дружеские отношения с Индией. Однако следует добавить несколько предостережений. Во-первых, это 100% уверенность в том, что все, что ОАЭ и Израиль делают в Йемене и Аравийском море, будет иметь отношение к Ирану. На самом деле Иран не питает иллюзий на этот счет.

The Tehran Times недавно опубликовала интервью с послом Йемена в Иране. По словам посла, в Йемене работает англо-американский кондоминиум, и только при поддержке США ОАЭ и Саудовская Аравия проводят такую ​​интервенционистскую политику. Конфликт в Йемене был одной из самых жестоких войн в эпоху после холодной войны. Зачем Индии йеменская кровь на руках? Точно так же Quad-2 имеет антииранское измерение. Отношения между Индией и Ираном никогда не будут прежними, если Нью-Дели объединится с США, Израилем и ОАЭ в непосредственной близости от Ирана.

В-третьих, Quad-2 — важный шаг на пути к усилению американо-индийского квазиальянса. Как показывают последние события в Судане, разгорается отвратительная геополитическая борьба за контроль над Африканским Рогом и Красным морем. Для Израиля эта игра предоставляет идеальные условия для включения в арабскую политику. Но Индии нужно быть осмотрительней. Не в интересах Индии раздражать множество стран в регионе и за его пределами, таких как Турция, Иран, Катар, Китай, Пакистан и даже Россия. Суть в том, что индийское правительство должно объяснить, каким путем и как Индия извлекает выгоду из этой поездки на «Квадроцикле-2».

М.К. БХАДРАКУМАР