Каспийская конвенция открыла дорогу туркменскому газу в Европу, доминирование России под угрозой
Маниакальное стремление снизить зависимость от поставок российских углеводородов у ЕС никуда не пропало, и это при этом, что ВИЭ никакого триумфа Европе не принесли. Чем же планируют в Брюсселе заменить российский газ и при чём здесь Каспий?
Глава Еврокомиссии, невзирая на энергетический кризис, призвала на климатическом саммите в Глазго создать глобальный рынок углеродных квот, чтобы «повысить цену на углерод» и тем самым уменьшить выбросы парниковых газов.
То есть за счёт налогоплательщиков финансировать отказ от использования углеводородов. Ну а пока совсем отказаться от российского газа ЕС не в силах, встаёт вопрос, чем его планируют хотя бы частично заменить на европейском рынке.
Атомная энергетика европейцев пугает, уголь для них слишком «грязный», на американский СПГ надежд мало — в погоне за прибылью его поставщики скорее в Азию или Южную Америку повезут.
Получается, что кроме трубопроводного газа из Азербайджана или Туркмении, других вариантов нет. С поставками из Азербайджана вопрос более или менее понятен.
Уже построен так называемый «Южный газотранспортный коридор», объединивший в единую цепочку месторождения Азербайджана с турецким Трансанатолийским газопроводом (TANAP) и Трансадриатическим газопроводом (TAP), выходящим непосредственно в Южную Европу.
Вопрос только в одном — сколько газа Баку может поставлять Европе. По существующей трубопроводной сети Азербайджан может доставить в страны ЕС пока не более 10 млрд. м³ газа в год.
После успеха в последней карабахской кампании из Баку всё чаще стали раздаваться бравурные речи. Так президент Азербайджана недавно заявил, что доказанные запасы газовых месторождений Азербайджана достигают 2,6 трлн. м³, намекая на возможное резкое увеличение своего экспорта.
Вот только о том, кто будет инвестировать в их разработку и добычу, сколько на это потребуется времени, господин Алиев скромно умолчал.
По всей видимости, Брюссель ставить в этом вопросе только на Баку не собирается, понимая, что одним азербайджанским газом Европа сыта не будет. Поэтому активизация ЕС в направлении ещё одного поставщика газа из каспийского региона, Туркмении, более чем реальна.
Эта бывшая советская республика чрезвычайно богата запасами природного газа, которые оцениваются примерно в 19,5 трлн. м³. Ранее, из-за своего географического расположения, Ашхабад мог его экспортировать только в Россию и Китай по далеко не самым комфортным для себя ценам.
Туркменистан был вынужден продавать свой газ в КНР по низким ценам в уплату за кредит в $4 млрд., полученный от Пенкина для строительства трубопровода для его же нужд. На данный момент Ашхабад кредит погасил и руки у него, как говорится, развязаны.
И если раньше строительство морского трубопровода по дну Каспийского моря для присоединения к «Южному Газовому коридору» упиралось в неурегулированный на то время статус Каспийского моря, то два года назад этот вопрос был закрыт.
А это означает, что только за счёт Туркменистана Евросоюз смог бы получать уже 30 млрд. м³ в год, что сопоставимо сейчас с поставками российского газа через ГТС Украины.
В 2018 году все пять прикаспийских государств, включая Россию, подписали «Конвенцию о правовом статусе Каспия». Согласно новым правилам для прокладки подводных трубопроводов теперь достаточно согласия лишь ближайших соседей, а не всех пяти государств.
Разрешения из Кремля для подписания соглашения между Баку и Ашхабадом на прокладку подводного трубопровода больше не требуется.
Правда, в соглашении есть примечание, что иные участники Конвенции могут требовать исполнения всех экологических норм при реализации проекта, затягивая процесс. Дания в случае с «Северным потоком -2» затянула согласование, но в конечном итоге всё равно была вынуждена дать соответствующее разрешение.
Какими соображениями руководствовались в Кремле, подписывая конвенцию и давая тем самым «зелёный свет» конкурирующему с «Газпромом» энергетическому проекту — «тайна за семью печатями».
Российские конкуренты, Баку и Ашхабад, не преминули воспользоваться таким нежданным подарком от Москвы. В начале этого года они, не без помощи Турции, подписали меморандум о взаимопонимании по совместной разведке и разработке углеводородных ресурсов на месторождения «Достлуг» («Дружба» – с кем и против кого?), что на Каспии.
В Европе до завершения энергетического кризиса ещё очень далеко, но виновный в нём объявлен — Россия. Поэтому в Брюсселе развёрнута активная работа по максимальному сокращению энергозависимости от Москвы.
Самый подходящий вариант замены российскому газу — поставки из Туркмении. Учитывая крайнюю политизированность вопроса, можно с высокой долей вероятности утверждать, что Евросоюз найдёт необходимые средства для инвестиций в Транскаспийский трубопровод. Когда у Москвы связаны руки, помешать этому проекту могут два обстоятельства
Во-первых, Китай, который может разрушить планы Брюсселя на счёт туркменского газа и сохранить доминирующее положение «Газпрома» на европейском рынке. В Поднебесной крайне заинтересованы в сохранении своего особого статуса на туркменский газ.
В Пекине уже давно считают все запасы природного газа в Туркменистане своими, и китайцам не зачем изменять вассальный статус Ашхабада.
Как ни прискорбно это констатировать, но после «косяка» с добровольным присоединением к Каспийской конвенции, России остаётся уповать на позицию Китая.
Захочет ли Пекин вступить в активную схватку с Брюсселем за туркменский газ и насколько решительно он готов её вести — данный вопрос от России теперь никак не зависит.
Во-вторых, экологический фактор. Туркменский газ приобрёл статус «токсичного» после проводимых несколько последних лет дистанционных исследований выбросов метана на газовых месторождениях в подготавливающей и транспортирующей газ инфраструктуре. Масштабы выбросов метана на территории Туркменистана шокировали экоглобалистов из США и ЕС.
Из 50 наиболее значимых выбросов метана при наземных нефтегазовых операциях, проанализированных с 2019 года компанией Kayrros SAS, занимающейся данным мониторингом, на Туркменистан приходится 31.
Поэтому, что одержит верх в Брюсселе — острота климатической повестки в Европе или политическая подоплёка вопроса, сейчас предсказать трудно. Но под давлением Вашингтона развитие самого неблагоприятного для России сценария очень даже реально.