Решающее голосование: в Грузии прошел второй этап местных выборов
30 октября в Грузии состоялся второй тур местных и муниципальных выборов. Главными соперниками на выборах были правящая партия «Грузинская мечта» (ГМ), основанная в 2011 году миллиардером Бидзиной Иванишвили, и «Объединённая оппозиция», сформированная по инициативе партии «Единое национальное движение» (ЕНД) бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили.
Граждане Грузии выбирали мэров 15 муниципалитетов и пяти городов – Тбилиси, Батуми, Кутаиси, Рустави, Поти, а также 42 мажоритарных депутатов в 24 избирательных округах.
До этого, 2 октября, в Грузии состоялся первый тур выборов в органы местного самоуправления. «Грузинская мечта» получила тогда почти 47% голосов по пропорциональной системе, ЕНД около 31%, а партия бывшего премьера Георгия Гахария «За Грузию» — 8% голосов избирателей.
Теперь же, перед вторым туром, оппозиция, хоть и делала громкие заявления о грядущей безоговорочной победе во всех без исключения округах, надеялась на самом деле одержать победу хотя бы в нескольких городах, дабы доказать, что спустя 11 лет во власти «Грузинская мечта» больше не является единственной безальтернативной партией для грузинского избирателя. На своих предвыборных митингах оппозиция требовала немедленно освободить заключенного в Руставскую тюрьму Саакашвили, призывая свой электорат продолжить борьбу «за свободную европейскую Грузию» и патетически называя приближающийся день голосования «исторической победоносной битвой».
Правящая партия тоже выводила народ на митинги, сумев собрать в свою поддержку 50 тысяч человек в центре Тбилиси – такого масштабного собрания народа у «Грузинской мечты» не было с 2012 года, когда они пришли к власти.
«Мы должны снова сделать выбор. Выбор не между двумя политическими партиями, а между справедливостью и несправедливостью, добром и злом, миром и хаосом, заботой и притеснением, развитием и регрессом», — призывал премьер-министр и политический секретарь партии «Грузинская мечта» Ираклий Гарибашвили.
Победа на последних до 2024 года выборах в Грузии и нахождение в тюрьме «Саакашвили — лидера преступной группировки» являются двумя факторами, которые дадут возможность «окончательно завершить поляризацию в стране и перевести её на новый этап развития», — говорил перед выборами и спикер грузинского парламента Ираклий Кобахидзе, обращаясь к избирателям.
Однако к широко известным грузинским политическим традициям добавилась ещё одна – обе противоборствующие партии последние годы в очень похожей риторике не устают обвинять друг друга в «работе на Москву и пророссийских настроениях». Адвокат Саакашвили из оппозиционного лагеря Ника Гварамия даже умудрился увидеть в предвыборные дни российские танки на улицах Тбилиси. Естественно, по мнению оппозиции, только Саакашвили мог бы остановить эту армаду, потому как он точно знает, что следует делать в таких случаях.
Сам же экс-президент, в своей галлюциногенной истерии объявивший себя «личным узником Путина», предупредил, что от исхода выборов зависит и его личная судьба: «От вашего участия зависит – умру я или буду жить».
В парадигме противостояния неведомым «угрозам со стороны России», которые должны обостриться почему-то именно в период местных грузинских выборов, высказалась и президент Саломе Зурабишвили.
«Я надеюсь, та поляризация общества, которую мы наблюдали в предвыборный период и ранее, закончится, потому что этому нужно положить конец. В противном случае, этот разлад будет на руку только нашему соседу», — сделала вывод президент Грузии, не обмолвившись ни словом, правда, о «русских танках» под окнами своей резиденции.
В итоге, состоявшийся второй тур выборов в муниципалитеты Грузии, где ни один кандидат в мэры не смог набрать более 50% голосов в первом раунде, отличался от обычных прежних выборов огромным по масштабам страны количеством наблюдателей и самым пристальным вниманием со стороны СМИ и общественности. За процессом голосования по всей стране следили почти 5500 наблюдателей от партий, более 35 тысяч наблюдателей от 100 местных и 1100 наблюдателя от 52 международных организаций.
По данным ЦИК Грузии во втором туре местных выборов с разгромным счётом 19:1 победили кандидаты от правящей партии.
В пяти крупных городах Грузии – Тбилиси, Рустави, Кутаиси, Батуми и Поти – будут править мэры от «Грузинской мечты». В Тбилиси, где разворачивалась наиболее принципиальная и ожесточенная борьба, победил кандидат от «Мечты» Каха Каладзе, который набрал около 56% голосов, победив кандидата от ЕНД Никанора Мелию.
Аналогичная ситуация сложилась и в 14 небольших городах. При этом единственным населённым пунктом, где «Грузинская мечта» не первенствовала, стал городок с четырьмя тысячами населения Цаленджиха на западе Грузии. Здесь 51.2% голосов как утешительный приз достался представителю оппозиционной силы.
Правящая партия одержала безоговорочную победу. Традиционно тут же последовало заявление оппозиции о непризнании итогов второго тура местных выборов. Ряд лидеров ЕНД и грузинских НКО заявили, что зафиксировали «факты подкупа, давления и постоянного контроля воли избирателей в количестве, способном повлиять на результаты выборов».
«Вчера борьба не закончилась – вчера борьба началась. Естественно, никто, ни один уважающий себя гражданин Грузии, не собирается смириться с тем, что вчера происходило», — заявил 30 октября проигравший выборы на пост мэра Тбилиси Никанор Мелия. Он призвал сторонников ЕНД к первой акции протеста на столичный проспект Руставели через день, в воскресенье, для того, чтобы начать бороться «очень решительно и непоколебимо» против «сфальсифицированных и украденных выборов».
Акция перед зданием парламента в Тбилиси собрала около 3 тысяч человек, а Мелия пообещал в ходе выступления «не отступать назад и развернуть линию фронта по всей стране», протестуя против «фальсификаций второго тура муниципальных выборов» и требуя свободу для Саакашвили.
Ещё один из лидеров ЕНД Гиоргий Барамидзе в эфире телеканала «Пирвели ТВ» заявил, что оппозиция начинает «мирную революцию».
«Уже с 1 ноября начнётся жесткий протест и гражданское неповиновение властям. В каждом городе мы установим палатки перед госучреждениями. Каждый день будут акции протеста. Всё это продолжится до тех пор, пока антинародные власти не уйдут с политической сцены», — заявил Барамидзе, и призвал в этих целях Михаила Саакашвили прекратить голодовку в руставской тюрьме.
Побывавшие в Грузии международные наблюдатели со своими оценками процесса были, тем не менее, настроены не столь оптимистично в отношении намерений оппозиции.
Второй тур муниципальных выборов в Грузии прошел в достаточно прозрачной и демократичной обстановке. Об этом журналистам сообщил глава Миссии ОБСЕ/БДИПЧ Альберт Джонсон.
«Кампания была конкурентной и охватила всю страну, она затмила местные проблемы. Процесс голосования и подсчета голосов получил в целом положительную оценку», — вынес вердикт Джонсон, что явно не прибавит аппетита тому же Саакашвили, сидящему больше месяца на медовой диете.
Тем временем и власти Грузии решили закрепить свою безоговорочную победу, вовсе не дожидаясь каких-либо последующих шагов несколько деморализованной, но пока ещё протестующей оппозиции.
Служба госбезопасности Грузии выступила с заявлением о подготовке сторонниками Саакашвили государственного переворота.
«СГБ Грузии ведёт расследование по факту мятежа с целью свержения и захвата государственной власти… По доказательствам, полученным в ходе расследования, установлено, что фигуранты дела планировали деструктивные действия – блокирование дорог, создание неконтролируемой ситуации и хаоса для похищения экс-президента», — объявил замначальника контртеррористического центра СГБ Грузии Бача Мгеладзе, добавив, что уже возбуждено уголовное дело по факту «заговора в целях насильственного изменения конституционного строя, свержения или захвата государственной власти Грузии».
Прямолинейно и без особых сантиментов в отношении акций в защиту объявившего голодовку Саакашвили высказался и премьер-министр Ираклий Гарибашвили, заметивший в беседе с журналистом, что «бывший президент имеет законное право на самоубийство».
Грузия живёт в условиях политического кризиса уже не один месяц и даже не первый год. Многие граждане страны уверены, что и после второго тура выборов ситуация в стране вряд ли улучшится, а оппозиция не примет спокойно очередное поражение. Результаты последних выборов говорят об одном – общество в Грузии расколото, а власть если и победила, то с небольшой разницей – в 2-3%. В этих условиях противники власти всё чаще заявляют о необходимости её ухода с политической арены. Хотя непонятно – зачем и почему?
Пока же ЕНД, потерпев очередное фиаско, будет проводить лишь какие-то точечные акции и манифестации протеста – ресурсов на организацию масштабных беспорядков у них нет. К слову, несмотря на громкие требования, плакаты и майки «Free Misha», все оппозиционные силы, если и не очень солидарны с премьером в его словах о «праве на самоубийство» их лидера, но подспудно хотели бы, чтобы Саакашвили отсидел весь свой срок. Просто последний, в случае его невероятного освобождения, затмит своей бесконечной бравадой и фантастическими обещаниями всех лидеров протеста, а тех, в свою очередь, перестанут звать на эфиры даже оппозиционные телеканалы. Таланты Мишико на этом поприще широко известны.
Но как бы ни было, прошедшие выборы всё равно оказались важны с точки зрения некоего индикатора соотношения политических сил в стране. Каждый хоть и остался при своём, но «Грузинской мечте», установившей исторический рекорд пребывания у власти, необходимо приложить очень много усилий для реальных улучшений в стране, начиная даже с подтверждения своего названия.
По прогнозам председателя «Грузинской мечты» Ираклия Кобахидзе, в следующие три года ЕНД «окончательно закончится». Это сомнительно, однако, поскольку Евросоюз, хоть и устал от разногласий с грузинскими властями в последнее время, всё же заинтересован в сохранении «своих» политических сил в Грузии. Поэтому, несмотря на неизбежность некоторого охлаждения, какая-то помощь стране от Брюсселя всё же продолжится и в дальнейшем.
США, преследуя долгосрочные цели, будут использовать Грузию как важную платформу для реализации своих интересов на Южном Кавказе и в регионе Черного моря.
В преддверии прошедших выборов власти Грузии не раз акцентировали, что в ходе встречи с вице-премьером и главой МИД Грузии Давидом Залкалиани 19 октября спецпредставитель генсека НАТО подчеркнул, что Грузия является очень важным партнером НАТО, и она уже пользуется всеми имеющимися практическими механизмами альянса. И это, пожалуй, важней их сумбурных итогов.
Даниил Денисов, журналист