Легенда не заканчивается. В это непросто поверить, но МиГ-21 всё ещё производится, и главное, неплохо продаётся

Легенда не заканчивается. В это непросто поверить, но МиГ-21 всё ещё производится, и главное, неплохо продаётся.

Это случилось прямо перед самым началом Карибского кризиса. В августе 1962 года западногерманский реактивный истребитель «Си Хок» из флотской авиационной группы Marinefliegergeschwader — 1, нарушил воздушное пространство Германской Демократической Республики. Немецкий лётчик не имел умысла и, как утверждали западногерманские газеты того времени, просто заблудился. Такое случалось достаточно часто, как с той, так и с другой стороны. Поднятые по тревоге советские перехватчики попытали посадить истребитель-бомбардировщик, но его пилот, капитан Люфтваффе ФРГ Курт Винклер, не придумал ничего лучше, чем попытаться бежать. Советская сторона утверждала, что он первый начал обстреливать советский самолёт из четырех своих 20мм авиапушек. Произошёл короткий бой, в ходе которого германский самолёт был подбит, и сел на вынужденную, едва успев перелететь границу. Его, в итоге, списали, а лётчика на год отстранили от полётов. Это случилось шестьдесят лет назад! И кто бы запомнил имя немецкого пилота и название его самолёта, если не одно знаменательное событие. Старый британский истебитель-бомбардировщик Люфтваффе стал первой жертвой знаменитого советского истребителя МиГ-21 — настоящей легенды сверхзвуковой реактивной авиации, причем, легенды живой.

Легенда не заканчивается. В это непросто поверить, но МиГ-21 всё ещё производится, и главное, неплохо продаётся.

Потом МиГ-21 приземлил ещё немало вражеских самолётов, и помощнее, и подороже старого «Си Хока». На его счету многочисленные «Миражи», «Фантомы» и другие легендарные истребители той эпохи. Он стал единственным в мире воздушным бойцом, завалившим стратегический бомбардировщик Б-52. Краткая история боевого применения «двадцать первого» занимает несколько страниц в энциклопедии мелким шрифтом, и нет смысла её пересказывать. Удивляет другое. Этим летом исполнилось 65 лет со времени первого его полёта, но самолёт всё ещё остаётся в строю, видоизменяется и модернизируется. А буквально на днях было объявлено, что Китай и Пакистан возобновляют производство совместного истребителя JF-17, который, при ближайшем рассмотрении оказывается ничем иным, как глубокой модернизацией «двадцать Легенда не заканчивается. В это непросто поверить, но МиГ-21 всё ещё производится, и главное, неплохо продаётся.

Большинство стран, имевших в арсенале крупные парки МиГ-21 до последнего тянули со списанием этого уникального самолёта. Вьетнамцы, ставшие основными асами в истории советского истребителя, сохраняли их в строю до 2016. Затем часть из них была передана в ближайший резерв, а не менее двух десятков получили вторую жизнь, превратившись в тяжелые беспилотники. Индийцы дали своим истребителям, производства начала 70-х годов, новую авионику, системы РЭБ и модернизированные ракеты. Эта модель, получившая название «Бизон», по индийским данным, стала последним на сегодня «двадцать первым», одержавшим победу в воздушном бою. В феврале 2019 года, в ходе столкновений на индо-пакистанской границе, он сбил Ф-16 Блок 52, ВВС Пакистана. Исламабад потерю не подтвердил, однако многие авиаэксперты тогда высказали мнение, что и на самом деле произошло нечто, из ряда вон выходящее. Самолёт второго поколения сбил самолёт поколения четвертого.

Легенда не заканчивается. В это непросто поверить, но МиГ-21 всё ещё производится, и главное, неплохо продаётся.

Но дальше всех пошли в этом деле китайцы. Почти детективную историю о том, как МиГ-21 начали производить в КНР, вы можете прочесть по синей ссылке. Его производство в Поднебесной, под маркой Чэнду J-7, продолжалось более полувека. Самолёт стал самым успешным экспортным проектом авиапрома КНР и неплохо продавался даже тогда, когда в СССР уже вывел все свои «Двадцать первые» из состава ВВС. Летом 2017 года на предприятии Chengdu Aircraft Industry Group в Сычуане был собран последний экземпляр китайского МиГ-21, но и на этом его история не закончена. Новой реинкарнацией старого МиГа стал JF-17 китайско пакистанского производства. Его модификация «Блок 3» получила радар с АФАР, новые ракеты PL-10E и современную кабину пилота. Многие страны, которым не по карману дорогущие современные истребители поколения «4+», проектом заинтересовались. Первым покупателем совсем недавно стал далеко не самый бедный Азербайджан. Так что история МиГ-21, в том, или ином виде продолжается. Его боевая работа уже длится более половины того времени, сколько вообще существует боевая авиация. И это ещё не конец!

Легенда не заканчивается. В это непросто поверить, но МиГ-21 всё ещё производится, и главное, неплохо продаётся.