Индия столкнулась с острой региональной изоляцией и разыгрывает надежную карту России

Индия столкнулась с острой региональной изоляцией и разыгрывает надежную карту России

Индия сталкивается с острой региональной изоляцией из-за связей с США, но старый союзник Россия может помочь Дели сохранить ей актуальность в новом Афганистане.

Шансы на то, что советник по национальной безопасности Пакистана Моид Юсуф примет приглашение своего индийского коллеги Аджита Довала на региональную встречу по безопасности в Нью-Дели в следующую среду, чтобы обсудить ситуацию в Афганистане, управляемом талибами, очень малы. Тем не менее, пренебрежительное отношение Юсуфа к этому саммиту публично вызывает удивление. Когда его спросили об индийском приглашении, Юсуф раздраженно ответил: — «Я не поеду. Спойлер не может играть роль миротворца».

Любопытно, что министерство иностранных дел Пакистана также выразило скептицизм, но дипломатично, когда его представитель Асим Ифтихар сказал, что индийское приглашение необходимо «рассматривать в общем контексте пакистано-индийских отношений и региональной ситуации». Ифтихар также сомневался в намерениях Нью-Дели. Он сказал: — «Что касается конференции по Афганистану, кажется, Индия пытается найти некоторую значимость в контексте Афганистана. Как вам известно, существуют различные другие региональные механизмы и процессы, в том числе инициированные самим Пакистаном — с участием соседних с Афганистаном стран, первая встреча была проведена в Исламабаде в сентябре, а вторая встреча на уровне министров — в Тегеране». На самом деле Ифтихар прав. Индия сталкивается с острой региональной изоляцией, и, вероятно, ее политики считали, что конференция поможет найти выход из нынешнего тупика. Разве не в этом суть дипломатии?

В настоящее время существует вероятность того, что Узбекистан и Таджикистан примут участие в конференции в Дели. Посол Индии в Москве Бала Венкатеш Варма публично заявил, что Индия ожидает участия в конференции главы Совета безопасности России Николая Патрушева. Для Москвы, Ташкента и Душанбе принятие приглашения является знаком их дружеских связей с Индией.

Что изолирует Индию, так это ее квази-альянс с США, который все больше ориентируется на Афганистан. В самом регионе существует глубокое недоверие к намерениям Вашингтона, и тесная связь Индии с США на уровне министров иностранных дел в отношении Афганистана теперь находится на виду у общественности. Однако Россия жонглирует в воздухе множеством мячей. Индия — исключительный клиент для российских поставщиков оружия. Президент Владимир Путин может посетить Индию в декабре для участия в ежегодном российско-индийском саммите, на котором традиционно завершаются некоторые крупные оружейные сделки.

Но это совсем не меркантилизм. Треугольник США-Индия-Россия также играет важную роль. Атмосфера внутри Вашингтонской кольцевой дороги сегодня настолько дружественна к Индии, что американские законодатели предпринимают согласованные шаги по освобождению от действия Закона о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA) в отношении закупок Нью-Дели военной техники из России, такой как система ПРО С-400.

Обоснование: если Индия, квази-союзник США, наращивает свой военный потенциал по отношению к Китаю, это работает нормально и, кто знает, может даже постепенно вызвать некоторые трения в российско-китайских уравнениях. В конце концов, Россия увеличивает способность Индии противостоять Китаю. Интересно, что российская сторона уже демонстрирует заинтересованность Индии в ее недавно разработанной системе противоракетной обороны С-500, которая способна перехватывать межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и гиперзвуковые ракеты (но Россия также открыта для продажи такой же передовой системы Китаю).

Безусловно, с таким сильным оборонным сотрудничеством, лежащим в основе отношений, у России есть преимущество, поскольку она готова передать передовые военные технологии Индии — в отличие от США — будь то гиперзвуковые ракеты, атомные подводные лодки или система С-500, с которой США не могут сравниться.

Достаточно сказать, что инаугурационная встреча российско-индийской министерской встречи «2+2» в Москве в конце этого месяца, всего за несколько недель до визита Путина в Дели, обещает быть насыщенной событиями, поскольку она также совпадает с аналогичной американо-индийской встречей «2+2» в Вашингтоне. Известно, что президент России Владимир Путин и премьер-министр Индии Нарендра Моди поддерживают хорошие отношения. На таком сложном фоне российско-индийское сотрудничество в Афганистане более чем компенсирует исключение Индии из министерского форума соседних стран, которые в последнее время последовательно встречались в Исламабаде и Тегеране. По сути, конфликта интересов между Индией и Россией в отношении ситуации в Афганистане нет.

Теперь, когда Москва успешно заблокировала любое военное присутствие США в любой форме в любой из стран Центральной Азии, у нее есть сильные позиции, чтобы усилить свое влияние на правительство Талибана. С другой стороны, если правительство Талибана рухнет или Афганистан скатится к гражданской войне и анархическим условиям, Россия все равно останется серьезным игроком, учитывая ее проверенные возможности в ведении гибридных войн. Не сомневайтесь, Москва наставит и политическую элиту Таджикистана. Таким образом, с точки зрения Индии, наиболее значимым партнерством Нью-Дели по афганской проблеме будет Россия. Иными словами, инициатива Довала о проведении региональной конференции будет иметь серьезные последствия при участии Патрушева.

В опасениях Юсуфа, возможно, была какая-то заслуга. Во влиятельных кругах Индии существуют диковинные представления о талибах. Йоги Адитьянатх, главный министр Уттар-Прадеша, самого густонаселенного штата Индии (почти такого же, как население Пакистана), только на этой неделе фантазировал об авиаударе Индии по целям талибов. Правда, индийская элита предвзято относится к Талибану, отчасти из-за невежества, отчасти из политической целесообразности. Тем не менее, Пакистан должен был принять приглашение Индии, даже если его уверенность в том, что Нью-Дели является «спойлером» в Афганистане, вполне обосновано. Пакистан должен развивать чувство прагматизма, которое было бы у любого серьезного игрока в большой игре.

На этой неделе российская сторона сообщила, что директор Центрального разведывательного управления США (ЦРУ) Уильям Бернс недавно прилетал в Москву для встречи с Патрушевым. И это в то время, когда над Черным морем сгущаются грозовые тучи, и распространяются сообщения, показывающие, что военные поезда и автоколонны перевозят танки и ракеты на юго-западе России недалеко от Украины.

Ужасная красота инициативы Довала заключается в новом путешествии, а не в компасе, указывающем на заранее определенное место назначения. Это делает его путешествие путешествием безупречных возможностей. Пакистану было бы нечего терять, возможно, он мог бы что-то и выиграть, где-то на линии. Возможно, Юсуф мог бы предложить аналогичную встречу в Исламабаде.

М.К. БХАДРАКУМАР