Вода стала оружием. Турецкий опыт на Евфрате и водная блокада Крыма…
28 октября 2021 года в ООН между представителями Китая и Турции вспыхнула перепалка. Заместитель постоянного представителя Китая при ООН Гэн Шуану призвал Анкару соблюдать нормы международного гуманитарного права в Сирии. Он обвинил Турцию в оккупации части территории Сирии и возложил на Турцию ответственность за понижение уровня воды в реке Евфрат, а также сбои в работе водопроводной станции «Алук» на севере арабской республики.
На что достаточно нервно отреагировал постоянный представитель Турции при ООН Феридун Синирлиоглу: «Нам не нужны лекции от тех, кто сам нарушает международное право прав человека и международное гуманитарное право». «Курдские боевики остаются основным фактором дестабилизации региона. Они и ранее осуществляли нападения, как на Турцию, так и на мирных жителей в самой Сирии».
Но обвинения в понижении уровня воды в реке Евфрат турецкоподданный скромно не прокомментировал, и опровергать не стал.
Зато нидерландская миротворческая организация PAX опубликовала снимки, на которых видно, как поддерживаемые Турцией боевики так называемой Сирийской национальной армии возвели три плотины на реке Хабур. Хабур, это один из крупнейших притоков Евфрата, текущий из Турции в Сирию и проходящий через весь северо-восток страны, в том числе через провинцию Хасаке, где и расположился «Сирийский Курдистан».
Как говорится в отчете РАХ, «блокирование со стороны СНА жизненно важной реки во время самого засушливого лета в регионе стало «ярким примером использования воды в качестве оружия войны». «Строительство дамб усугубило последствия сильнейших засух, продолжающихся в регионе уже второй год». «Тысячи домашних хозяйств на севере и востоке Сирии лишены доступа к воде из-за строительства плотин. На лицо явные признаки нарушения норм международного гуманитарного права», — подтверждают слова китайских товарищей голландские активисты. И так же как и Китай в РАХ призвали правительства всех стран оказать давление на Турцию с целью «обеспечить всем гражданским лицам в северных районах арабской республики доступ к воде Хабура».
При этом Турция, в нарушение международных договоренностей блокирует поток воды и на самом Евфрате, который несет свои воды через Сирию в Ирак. Турция пропускает на территорию Сирии всего 200 куб. воды в секунду, вместо оговоренных 500. Сирия и Ирак рискуют остаться и без электричества и без плодородных земель. За счет того, что Евфрат берет свое начало в Турции, Турция осуществляет свой проект Юго-Восточной Анатолии (GAP). Согласно планам на реках Тигр и Евфрат возводятся 22 плотины и 19 ГЭС. Увеличиваются площади орошаемых земель на 1,7 миллиона га и развиваются девять засушливых юго-восточных турецких провинций. Запланировано возведение объектов промышленности, сельского хозяйства, транспорта, здравоохранения и туризма. Срок реализации проекта 2040 год. К тому времени, из-за нехватки воды север Сирии должен опустеть и Турция начнет освоение этих территорий, освобождая воды рек из турецкого плена.
Вряд ли голландские активисты сами обнаружили спутниковые снимки и разглядели на них то, что нужно разглядеть. Они не могут разглядеть даже фотографии с земли в Крыму, где Украина перекрыла доступ воды на полуостров. Да и плотины не за одну ночь строятся. И не кирками же с лопатами «бармалей» их строили. Скорее всего, это очередной шаг в давлении на Турции со стороны союзников и в первую очередь США. Конечно, американцев не интересуют судьбы сирийцев и иракцев. Они не довольны Эрдоганом вообще, а в частности в деле сохранения для США доступа к «халявной» (не путать с халяльной) сирийской нефти.
В последний месяц обстановку в этом регионе турки накалили до предела. Стянуты войска, тяжелая техника и сотни отрядов всевозможных боевиков в названиях и направлениях деятельности которых, могут разобраться лишь Евгений Янович Сатановский или Семён Аркадьевич Багдасаров.
В 1990 году в Турции вступила в строй ГЭС Ататюрк-Баражи на реке Евфрат. Тогда, чтобы наполнить водохранилище, которое затопило древний город Самосата, целый месяц вода не поступала вниз по течению, что вызвало засуху в Сирии. С тех пор Турция периодически использует этот рычаг воздействия на Сирию в курдском вопросе.
В 2017 году, во время боевых действий в Сирии, после визита сенатора Джона Маккейна в Анкару, был перекрыт водный поток, что привело к остановке сирийской ГЭС Тишрин. В том же 2017 году, при форсировании Сирийскими войсками Евфрата был осуществлен рукотворный сброс воды на турецких плотинах, что привело резкому подъему воды. «В считанные часы в Евфрате вырос уровень воды, а скорость течения увеличилась в два раза, до 2 м/с», — сообщил тогда официальный представитель МО России Игорь Конашенков.
С 90-х годов Анкара осуществляла множество программ среди татарского населения Крыма по повышению его лояльности к Турции. С 1991 года Мустафа Джемилев руководил так называемым «Меджлисом крымско-татарского народа». Идеолог перекрытия воды в российский Крым все эти годы находился в доверительных отношениях с турецкими властями, что привело к получению Джемилевым звания почетного доктора политических и социальных наук турецкого Сельджукского университета, звания почетного доктора права турецкого Технологического университета в Гебзе, к вручению ордена республики – второй по значению государственной награды Турции за гражданские заслуги. После воссоединения Крыма с Россией Мустафа бежал на Украину. Но уже в марте 2014 года Джемилев встретился в Измире с премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганом, а Киев начинает использовать турецкий опыт «осушения враждебных территорий». В 2015 году в Турции прошел «2 Всемирный конгресс крымско-татарского народа». В 2017 году, когда Турция вовсю манипулировала водами Евфрата в Сирии, закончилось строительство постоянной дамбы на пути воды по крымскому каналу, а Мустафа Джемилев опять встречается с Эрдоганом. «Конечно, дефицит воды в Крыму есть – в степной части это уже катастрофа для сельского хозяйства. Мы будем подавать воду, обязательно, но только после освобождения Крыма от оккупантов. Разговоры о том, что это наносит ущерб жителям, другие сантименты – расскажите это в другом месте», — говорит турецкий татарин Джемилев.
Безосновательно обвиняя Россию в использовании газа, как оружие, очень гуманные общечеловеки не хотят видеть, как Турция и Украина используют как оружие — воду.
Конечно, Джемилев врет и в Крыму нет никакой катастрофы, а вот Украина стоит на пороге большого шухера…