Как поднимать регионы. Проект в Твери принесёт миллиарды
Некоторое время назад на нашем канале мы подвергли критике принцип раздачи инфраструктурных кредитов. Сама по себе идея является хорошей. Это выделение регионам бюджетных кредитов под 3% годовых на срок до 15 лет. Всего первым траншем было предусмотрено 500 млрд рублей, сейчас идет проработка второго этапа проекта, который будет в себя включать аналогичную сумму.
500 млрд рублей оказалось очень мало. Но это не беда. Ведь, если есть желание, сумму можно увеличить. Однако принцип распределения этих 500 млрд вызывает много вопросов. Так за основу была взята численность население, проживающего в том или ином субъекте.
В результате получилось, что треть инфраструктурных кредитов получило всего 5 регионов. Это Москва, Санкт-Петербург, Подмосковье, Краснодарский край и Ростовская область
Более того, значительная часть заявок на кредиты предполагало строительство инфраструктуры для возведения жилкомплексов. Тех самых человейников, которые из Москвы и Подмосковья постепенно расползаются по регионам.
Однако есть и позитивные примеры. Одним из таких является проект в Тверской области.
Регион получил 3,8 млрд рублей инфраструктурных кредитов на проект на строительство 15-километровой железной дороги в Завидово.
ОЭЗ «Завидово» — единственная в центральной России особая экономическая зона туристко-рекреационного типа. В неё предполагается вложить 32 млрд рублей, из которых 16 млрд уже проинвестировано. Помимо того, что «Завидово» станет первоклассным курортом, отсюда можно будет отправляться в круизные путешествия по Волге.
Порт «Завидово» сможет принимать одновременно 7 круизных судов при среднесуточном пассажирообороте в 2000 человек.
Строительство железной дороги позволит добираться гражданам до «Завидово» без пересадки, как это делается сейчас.
В общем, проект действительно необходимый и нужный. В связи с этим не совсем понятна критика, которая обрушилась от издания «Акценты»:
Инвесторы вложили в нее 16 млрд рублей и не собираются останавливаться. Руденя хвастается, что там создали 340 новых рабочих мест. То есть, на каждую консьержку, уборщицу и официанта потратили по 47 с лишним миллионов чтобы они получали свои гроши, обслуживая приезжих бояр. Конечно, дело не в рабочих местах. Элитные дома и отели растут как грибы, а статусных жителей и гостей в Zavidovo всё больше. Места красивые, сервис отменный и ближе, чем Красная Поляна.
Теперь Тверская область берет инфраструктурный кредит в федеральном бюджете, чтобы построить 15-километровую ветку, благодаря которой московские гости смогут прямо с поезда пересаживаться на круизный теплоход.
губернатор Руденя занимает деньги у Москвы для того, чтобы состоятельным жителям Москвы было удобнее развлекаться на его территории. И эти деньги придётся возвращать с процентами
Очень странное отношение у «Акцентов» к москвичам. Что плохого в том, что жители столицы будут ездить отдыхать в Завидово? Наверное, лучше, чтобы они отправлялись за границу, тратя средства там, вывозя деньги из страны?
Мы тоже выступаем против московоцентричности. Против того, чтобы Москва выкачивала финансовые и демографические ресурсы из регионов. Выступаем против агломерационной стратегии, продвигаемой Кудриным и Хуснуллиным.
Однако тверской проект как раз даст региону драйвер социально-экономического развития. К тому же, в Завидово будут ездить не только жители столицы. Вроде бы это очевидно.
Также не совсем понятна апелляция к тому, что Тверская область будет возвращать деньги с процентами. Наверное, «Акценты» не знают, что такое реальная стоимость денег. Инфраструктурные кредиты выдаются по ставке в 3%. Это значение гораздо ниже инфляции. То есть, федеральный центр фактически еще и доплачивает регионам за предоставленные кредиты. Лишь бы только были реализованы те или иные проекты.
Тверской проект «Завидово» — это, пожалуй, образец того, на какие цели должны направляться инфраструктурные кредиты. Не на застройку человейниками, а на стимулирование создания новых предприятий. Или же на малоэтажную застройку.