Союзному государству — быть! И похоже, что уже в 2023 году
Итак, процесс интеграции России и Белоруссии в единое Союзное государство наконец-то пошел полным ходом и настолько быстро, что он вполне вероятно будет в основном завершен уже в 2023 году. На прошедшем 4 ноября (что очень символично — в День народного единства!) в режиме видеоконференции заседании Высшего государственного совета президенты двух стран — Владимир Путин и Александр Лукашенко подписали согласованный ранее декрет, предусматривающий конкретную реализацию 28 опять-таки предварительно согласованных «дорожных карт» интеграции в период с 2021 по 2023 годы. Договоренность по этим программам была достигнута еще в начале октября и в них прописаны конкретные механизмы по развитию единого экономического пространства.
Интеграция ускоряется — она не только выгодна, но еще и позволяет выжить
В частности, предусматривается создание объединенных отраслевых рынков, проведение единой политики в налоговой, финансовой и кредитно-денежной сферах. И что еще крайне важно — будут согласованы и выработаны единая промышленная и аграрная политика, принципы финансирования совместных инвестиционных проектов, а также единая социальная политика для граждан обеих стран.
То есть, несколько лет процесс практически стоял на месте, а после событий лета-осени 2020 года в Белоруссии понесся буквально на всех парах. Что же, ничто так не подстегивает исторически значимые процессы, как не менее историческая необходимость. Будем откровенны — небольшие государства не могут быть самостоятельными и во времена больших перемен смогут выжить (причем, буквально в физическом смысле) только в составе крупных межгосударственных объединений. Причем, если раньше можно было пытаться играть на противоречиях великих держав, то сегодня такая возможность просто исчезает — та же Белоруссия является наглядным примером этого.
После попытки государственного переворота в 2020 году путь «в Европу» ей отрезан напрочь, а введенные санкции не позволяют нормально торговать и вести прочую экономическую деятельность с западными странами. В такой ситуации остается лишь одно — тесная интеграция со своим восточным соседом, который связан с ними многовековыми культурно-историческими, экономическими и цивилизационными узами. Другого выхода просто не остается и руководство Белоруссии в лице ее президента прекрасно поняло это. И сделало соответствующие выводы.
Более того, есть основания полагать, что интеграционный процесс еще более ускорится. Во всяком случае, последние полуофициальные новости располагают именно к этому выводу. Что же тут имеется ввиду?
Процесс будет ускоряться дальше — есть информация, подтверждающая это
Например, 27 февраля в Белоруссии состоится референдум по новой Конституции, а в середине июня планируются досрочные выборы президента. Да, Лукашенко покинет этот пост после 27 лет пребывания на нем, а взамен станет главой уже упомянутого высшего госсовета. Кроме того, есть все основания полагать, что в 2023 году пройдут и выборы в уже объединенный парламент Союзного государства. Недаром российские политические партии уделили так мало внимания прошедшим в сентябре выборам в Госдуму, а Владимир Жириновский мельком обмолвился, что они не имеют особого значения, потому что через два года будут новые. Просто слухи? Что же, проверим в 2023 году.
Кроме того, сейчас идут активные переговоры о приобретении российскими компаниями ряда белорусских предприятий. Так, Белорусский металлургический завод может быть выкуплен «Северсталью», причем, первоначальная цена снижена в два раза — с 500 до 250 млн долларов (правда, с уплатой всех долгов БМЗ). Завод колесных тягачей в Минске хочет приобрести «Ростех», который готов отдать за него 300 млн долларов (раньше цена была целых 750 млн), а «Гомсельмаш» намерен выкупить «Россельмаш», заплатив не только 50 млн долларов за само предприятие, но и еще 600 млн по его долгам. Правда, «Камаз» вроде как отказался от намерения приобрести МАЗ, поскольку миллиард долларов ему сейчас не по карману.
Зато «Аэрофлот» приценивается к «Белавиа» и в случае приобретения намерен заменить весь авиапарк компании на российский по совместному проекту ОАК и «Ростеха». А РЖД пока раздумывает о приобретении Белорусской железной дороги, причем, ее цена сейчас упала до 700 млн долларов против прежних 3 млрд. Кроме того, на развитие и модернизацию буде выделено заметно больше — целых 4 млрд долларов. Кстати, и другие купленные белорусские предприятия тоже будут модернизированы за счет новых владельцев.
Одним словом, планов настолько много, что если честно — даже не верится, так ли это? Прямо как в старой поговорке насчет гроша и алтына. Посмотрим, тем более что до 2023 года осталось не так уж и много времени. Но пока есть основания полагать, что если не все, то многое из перечисленного выше уже скоро сбудется. К взаимной выгоде обеих наших стран и главное — народов.