Дворянин, спасший Октябрьскую революцию: судьба полковника Вальдена
Великая Октябрьская Революция сейчас воспринимается неоднозначно. Нужно понимать, что люди, которые видели её своими глазами, тоже оценивали её диаметрально противоположно.
Причём, не было такого, что все рабочие за революцию, а все дворяне против.
Было сложнее.
Для кого-то Революция была трагедией, а для кого-то началом нового, более справедливого мира.
Коротко расскажем о дворянине, императорском офицере, благодаря которому большевики удержались у власти. Его судьба показательна и с точки зрения послереволюционной жизни и службы.
В конце октября 1918 года после Октябрьского переворота на Петроград были направлены отряды генерала Петра Краснова (позднее один из лидеров Белого движения). Приказ о подавлении большевистского мятежа отдал Александр Керенский, на тот момент признаваемый всем миром глава Временного правительства Российской республики.
Керенский находился в штабе Краснова, который возглавил казаков, отправленных подавить революцию в столице страны.
К казакам присоединились юнкера, а вот основные силы армии выжидали. Главнокомандующий армиями Северного фронта генерал Владимир Черемисов то соглашался отправить войска в Петроград, то отменял своё решение. Колебался. Потом уже стало известно, что он симпатизировал большевикам, отправлял Ленину деньги. Однако, скорее всего просто «складывал яйца в разные корзины», проявляя лояльность обеим противоборствующим сторонам.
Когда поход Краснова и Керенского провалился, Черемисов открыто перешёл на сторону большевиков. Если бы поход был успешнее, скорее всего генерал направил бы в Петроград войска, представ спасителем Отечества от красных.
Но что случилось с казаками Краснова? Почему не взяли Петроград? Ведь сначала всё шло успешно. В столице переворот, чехарда и неразбериха, большевики столкнулись с сопротивлением юнкеров и забастовкой госслужащих, снабжение столицы нарушено. Казалось, что этих мятежников можно брать голыми руками.
Казаки Краснова вошли в Гатчину, разоружили инволюционные отряды. Казаки взяли Царское село почти без сопротивления. Большевики отступали, бежали. Краснов имел артиллерию и бронепоезд и уверенно шёл наводить в столице порядок.
Однако, не срослось.
На встречу казакам Краснова вышел отряд полковника Павла Вальдена. На защиту Революции встал боевой офицер императорской армии и его гвардейский стрелковый полк. Такой изгиб истории.
Красновцы на Пулковских высотах столкнулись в кровавом бою с революционерами Вальдена. Битва была проиграла с треском. Казаки бросили всю артиллерию и потеряли бронепоезд. Разгром был настолько потрясающим, что отступив в Царское село они просили только об одном, чтобы выжившим дали возможность свободно уйти на Дон. Генерал Краснов попал в плен, глава правительства Керенский бежал и сложил полномочия.
Один из лидеров Революции Лев Троцкий, который находился на Пулковских высотах в эти дни сообщил в Петроград:
«Буржуазия старалась изолировать армию Революции, Керенский пытался сломить её силой казачества. И то, и другое потерпело жалкое крушение… Революционная Россия и Советская власть вправе гордиться своим Пулковских отрядом, действующим под командованием полковника Вальдена»
Кем же был полковник Вальден?
Дворянин из семьи обрусевших поволжских немцев, потомственный военный. Земляк Ленина, из Симбирска (сейчас Ульяновск). В 1917 году ему было 30 лет, но за плечами уже был приличный военный опыт.
На фронтах Первой мировой с самого начала боёв. Во 2-м стрелковом Царскосельском полку служил начальником команды пеших разведчиков. Был тяжело ранен осенью 1914 года, ему полностью ампутировали левую ногу, однако, после госпиталя вернулся в полк. На протезе, но продолжал воевать. К 1917 году отправлен в Резервный полк в Петроград.
Вальден имел непререкаемый авторитет среди солдат, а после февральской Революции его избрали командиром полка. Революционный задор своих бойцов поддерживал и перешёл на сторону большевиков.
Его полк и встал на пути казаков генерала Краснова. При том, что формально руководителями обороны красного Петрограда были другие люди, реально судьба Революции была в руках царского офицера, дворянина, немца по происхождению Павла Вальдена.
Вот что написал о нём Фёдор Раскольников, активный участник событий:
«Товарищ Вальден был одним из первых военспецов честно послуживших Советской власти. Его имя не пользовалось широкой известностью ни до, ни после Октябрьской революции. Но в самый тяжелый её момент, когда нас преследовали неудачи, угрожавшие погубить всё дело, этот скромный военный работник самоотверженно и бескорыстно пришёл на помощь своими знаниями и всем боевым опытом».
Любопытно, что революционер Раскольников, написавший эти слова, в итоге закончил жизнь в эмиграции, сбежав из СССР. Троцкий, так высоко оценивший Вальдена, тоже ушёл в оппозицию и был убит в Мексике спецагентом НКВД.
Красные командиры, стоявшие выше Вальдена и формально вместе с ним защищавшие Петроград тоже закончили не самым лучшим образом.
- Главнокомандующий Петроградского военного округа Михаил Муравьев через год после революции поднял мятеж и погиб в Симбирске. Застрелился при попытке его арестовать.
- Помощник Главнокомандующего округа Владимир Антонов-Овсиенко расстрелян в ходе «большого террора» в 1938 году, успев до этого стать одним из инициаторов советской помощи воюющей Испании.
- Комиссар полка, стражавшегомя с красновцами, Константин Еремеев скончался от сердечного приступа в 1931 году.
А дворянин Павел Вальден на одной ноге дослужился до генерала Красной, а затем советской армии. Причём, он стал генерал-майором танковых войск.
С 1918 и до самой смерти в 1948 году он работал преподавателем на военных курсах для командного состава, обучал офицеров. Закончил службу в Военно академии бронетанковых войск. Умер в Москве в 1948.
Для кого-то он герой, спасший Революцию. Для кого-то злодей по той же самой причине.
Однако, он точно прожил насыщенную жизнь.