Железная дорога через Афганистан — стоит ли России участвовать в ее строительстве?
Хотя ситуация в Афганистане, где два с половиной месяца назад после бегства американских войск к власти через 20-лет вновь вернулось запрещенное в РФ движение «Талибан», пока остается крайне нестабильной, уже обсуждаются некоторые инфраструктурные проекты, напрямую связанные с этой страной. В одном из таких проектов может принять участие и Россия — речь идет о строительстве трансафганской железной дороги, связывающей между собой населенные пункты Термез и Пешавар, через Мазари-Шариф и Кабул. Переговоры об этом уже провели РЖД и «Узбекские железные дороги», достигшие в итоге договоренности обмениваться между соответствующими НИИ и проектными структурами двух стран картографическими и техническими параметрами, необходимыми для предварительных расчетов трассы.
Ну а вскоре должны будут пройти новые переговоры двух названных компаний с участием уже и афганской стороны. Другими словами, вероятность реализации этого проекта признается отнюдь не нулевой.
Детали и нюансы афганского железнодорожного проекта
Тем более, что новая железная дорога будет в состоянии глобально перестроить евразийскую логистическую карту, заметно уменьшив время транспортировки грузов в Европу из Азии. По предварительным данным, ее стоимость составит 5 млрд долларов, а потенциал транзита грузов достигнет 20 млн тонн. Будет повышена транспортная связность стран Евросоюза и России не только со странами Юго-Восточной Азии, но также Индией, Пакистаном и Центральной Азией.
Другими словами, все вроде просто замечательно.. но за одним исключением. А именно — политической неопределенностью и нестабильностью в Афганистане, причем, сколько времени они продлятся, никому не известно. Просто отметим, что предварительная договоренность о новой железной дороге была достигнута еще с прежними афганскими властями во главе с президентом А.Гани. Который всего через месяц после этого бежал из страны и сегодня никакого политического влияния там не имеет.
Если же пока не брать во внимание этот фактор, следует отметить — проект действительно очень выгоден в экономическом и геополитическом планах и недаром в Узбекистане еще весной собирались проводить исследования по трассе будущего маршрута. Оказалось, что она в несколько раз ускорит доставку грузов из Пакистана — с прежнего месяца (примерно) до 4-5 дней. Стоимость транзита при этом снизится почти в три раза, но что более важное — произойдет стыковка железнодорожных сетей Южной и Центральной Азии. А последняя уже соединена с РФ и Европой, что означает сквозной транзит через всю Евразию.
Такой интерес узбекской стороны к данному проекту не вызывает удивления, ведь она активно работает над транспортными проектами уже не один год. Например, строительства железной дороги к Каспию через Киргизию и Туркмению, и ряда других, включая и трансафганскую магистраль. Эти транзитные маршруты крайне важны для страны, отрезанной от выхода в Мировой океан и лишенной возможности более активно торговать на внешних рынках.
Что даст России железная дорога через Афганистан
Для России же железная дорога через Афганистан выгодна не только в плане роста транзитного потенциала в направлении Азия-Европа, но еще и тем, что в Афганистане имеются большие запасы определенных полезных ископаемых, стоимость которых оценивается предварительно в триллион долларов. Но их транспортировка будет выгодной, да и вообще физически возможной только по железной дороге, которая даст доступ к многим месторождениям.
Однако, при всей выгодности проекта сегодня он вряд ли может быть реализован, поскольку в стране по факту продолжается гражданская война и никто не станет инвестировать в Афганистан в таких условиях. Да и к тому же потребуются определенные изменения в афганском законодательстве, поскольку оно сегодня слишком консервативно. Поэтому даже Китай, выражавший заинтересованность в сотрудничестве с новыми властями, пока выжидает и не делает никаких инвестиций. Россия придерживается примерно такой же позиции и это правильно, однако, если в перспективе ситуация начнет меняться, возможно и ее более активное участие в афганских делах и проектах. Поскольку в стабильной обстановке они действительно принесут ей большую пользу.