Запугать и принудить: рецепт пути в президенты Косово
В непризнанной республике Косово состоялись президентские выборы. Победу на них одержала одиозная спикер парламента Вьоса Османи.
Общенародным голосование в балканском «островке демократии» назвать трудно – выбирали президента парламентарии. Таковы правила, писаные этими «народными избранниками». Причем даже при таком раскладе не обошлось без скандалов: с первого раза выбрать Османи (да-да, это не ошибка управления) не получилось, и потому выборы проводили целых три раза! Объясним, почему. Для победы в президентской гонке кандидат должен набрать минимум 80 из 120 голосов депутатов, тогда как в субботнем мероприятии приняли участие всего лишь 79 человек: воскресные люля и шашлыки у косоваров – дело святое. Поэтому задержавшихся на выходных пикниках депутатов прождали до 23.00 и не дождались – перенесли выборы на следующий день.
Но и 4 апреля история повторяется: госпожа Османи не смогла набрать проходной минимум: 71 депутат за и 11 голосов признали недействительными. И лишь в очередном третьем круге, где требовался всего лишь 61 голос, Вьосу Османи утвердили на должность президента непризнанной страны. Напомним, что согласно Конституции так называемой республики Косово говорится, что глава государства избирается парламентом голосом не менее 80 депутатов из 120 присутствующих по списку.
Партийно-административный ресурс
Такие выборы косовского президента являются настоящим нонсенсом с точки зрения избирательного права и конституции государства (хотя о каком государстве может идти речь). Удручающие результаты Османи связаны не только с ее политической деятельностью как типичного косовского политика, не желающего идти на компромиссы и уметь слушать оппонента, но и внутреннем раздоре среди депутатского корпуса. Во-первых, в Косово сильны бандитские связи и лобби, которое, по сути, плотно засело в правительственных кабинетах. А во-вторых, часть депутатов в качестве национального меньшинства представляют интересы сербского народа, компактно проживающего в северных муниципалитетах Косово. И если с мафиозной частью парламента Османи общий язык найти смогла, то на сербов пришлось давить. И давить серьезно.
Используя весь административный ресурс по линии партии Демократического союза Косово и парламента, Османи пыталась принудить народных избранников от сербов проголосовать за нее. Только за минувшие выходные в Косовской Митровице (самый крупный сербский анклав) было пресечено несколько попыток косовской полиции ворваться в дома сербов, в том числе семей депутатов от сербского списка в приштинский парламент.
Естественно, что широкой огласке эти эпизоды не поддаются, но резкий бойкот всего избирательного процесса со стороны сербских депутатов – тому наглядное свидетельство. В целом, ничего нового нам госпожа Османи своими действиями не открыла, лишь уронив свои акции в глазах покровителей из Брюсселя и Вашингтона, где так ценятся права человека и принципы демократии.