ЕС готов лишить Китай торговых привилегий

ЕС готов лишить Китай торговых привилегий

Китайские экспортеры больше не будут пользоваться преференциальным тарифным режимом в большинстве европейских стран, когда ЕС отменит привилегии Общей системы преференций (GSP) 1 декабря. Ожидается, что их отмена ускорит тенденцию к перемещению трудоемких производителей, в том числе производителей одежды, из Китая в более дешевые страны, такие как Вьетнам и Бангладеш, прогнозируют экономисты.

Китайские государственные СМИ заявили, что влияние на китайских экспортеров будет ограниченным, но они критиковали тех, кто добивается исключения Китая из списка постоянных нормальных торговых отношений США (PNTR), который гарантирует равный торговый режим, включая низкие тарифы для любой другой страны с учетом такого же льготного статуса. По сообщениям государственных СМИ, Китай по-прежнему остается развивающейся страной с ВВП на душу населения примерно шестой части от ВВП США.

В 1968-м году Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (UNCTAD) рекомендовала создать GSP, согласно которому промышленно развитые страны будут предоставлять автономные торговые преференции всем развивающимся странам. В 1971-м году Европейское сообщество первым внедрило схему GSP. С тех пор, как Китай объявил о своем плане перехода от плановой к рыночной экономике в 1978-м году, 40 стран в рамках GSP предоставили стране беспошлинный режим в отношении некоторых экспортных товаров. В 2000-м году США также присвоили ему статус PNTR. В 2001-м году Китай вступил во Всемирную торговую организацию, и с тех пор его внешняя торговля значительно выросла.

27 октября Таможня Китая заявила, что не будет выдавать сертификаты происхождения GSP экспортерам, которые собирались отправлять товары в 27 стран ЕС, Великобританию, Канаду, Турцию, Украину и Лихтенштейн с 1 декабря, поскольку эти страны исключили Китай из своих списков GSP. В нем говорится, что эти экспортеры должны подавать заявки на получение непреференциальных сертификатов происхождения. После изменений только Норвегия, Новая Зеландия и Австралия продолжат предоставлять Китаю льготный тарифный режим. С 2014-го года Швейцария, Япония, Россия, Казахстан и Беларусь исключили Китай из своих списков GSP.

Экономист по Азиатско-Тихоокеанскому региону в Natixis, сказал, что последние изменения повысят затраты китайских производителей на экспорт своей продукции в 32 европейских странах, но их влияние будет ограниченным, поскольку Китай уже вступил в ВТО и подписал множество торговых соглашений с другими странами и регионами. Но он также сказал, что это изменение не является хорошей новостью для Китая, учитывая, что его экспорт замедляется на фоне роста напряженности в отношениях с США. В ЕС, который импортирует многие китайские товары, наблюдается снижение спроса после того, как индекс деловой активности в производственной сфере еврозоны достиг пика в середине 2021-го года.

Некоторые другие экономисты заявили, что китайские производители одежды и производители недорогой электроники больше всего пострадают от изменений, а также от недавнего перебоя в энергоснабжении страны и новых мер, подавляющих энергоемкие отрасли. Они предсказали, что как только эпидемическая ситуация в Южной и Юго-Восточной Азии улучшится, больше производственных линий переместятся из Китая в его соседние страны, включая Вьетнам и Бангладеш. По данным ВТО, Китай оставался крупнейшим экспортером одежды в мире с долей рынка 31,6%, хотя его экспорт одежды упал на 7% до 142 млрд. долларов в прошлом году по сравнению с 2019-м годом из-за пандемии.

Вьетнам также сообщил о падении экспорта одежды на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 29 миллиардов долларов-м в 2020 году, но он все же обогнал Бангладеш и стал вторым по величине экспортером одежды в мире. Экспорт одежды Бангладеш снизился на 15% до 28 миллиардов долларов в прошлом году. Доля Вьетнама на мировых рынках одежды составила 6,4%, в то время как Бангладеш — 6,4% только в 2020-м году. Турция заняла 4-е место с долей 3,4%, а Индия — 5-е место с 2,9%. Сообщается, что с тех пор, как во втором квартале этого года появился мутантный вирус Delta, многие фабрики во Вьетнаме и Бангладеш были закрыты.

В двух статьях, опубликованных китайскими государственными СМИ, говорилось, что, возможно, неплохо, что Китай был удален из списков GSP европейских стран. 5 ноября Вэй Цзяньго, заместитель председателя Китайского центра международных экономических обменов и бывший вице-министр торговли, написал в статье, опубликованной People.com.cn, что Китай «закончил с отличием» в своем развитии торговли. Он сказал, что по мере того, как развитие достигло уровня, когда развитые страны больше не могут предоставлять Китаю преференциальный тарифный режим, внешняя торговля страны вскоре войдет в новую фазу, ориентированную на инновационные секторы. Вэй сказал, что продукция «сделано в Китае» получила мировое признание, в то время как Китай уже перестал полагаться на трудоемкие отрасли. Он также сказал, что Китай был исключен из списков GSP 32 стран, но останется страной наибольшего благоприятствования (MFN) для большинства стран. Он сказал, что люди не должны путать концепции лечения GSP и MFN, поскольку последний не может быть отменен страной в одностороннем порядке. По его словам, члены ВТО договорились предоставить друг другу статус режима наибольшего благоприятствования.

Сюй Вэйхан, главный экономист Yongxing Securities, написал в статье, опубликованной в Global Times 4 ноября, что общественность должна рационально рассматривать удаление Китая из списков GSP 32 стран. Сюй сказал, что изменения неизбежно окажут давление на некоторых экспортеров, но влияние будет небольшим. Он сказал, что экспорт Китая увеличился на 22,7% в годовом исчислении за первые три квартала этого года, показывая, что экспортеры преодолели проблемы, включая растущий протекционизм в США и растущее инфляционное давление, вызванное смягчением денежно-кредитной политики в США и Европе. Он также указал, что Китай будет продолжать настаивать на том, что некоторые злонамеренные люди пытаются способствовать отмене статуса Китая в режиме наибольшего благоприятствования. Он сказал, что, хотя ВВП Китая на душу населения значительно вырос за последние два десятилетия, он все еще составляет лишь около четверти ВВП ЕС.

Сюй также подчеркнул, что Китай продолжает сталкиваться с проблемами во время урбанизации и индустриализации, особенно в центральных и западных регионах. Он сказал, что торговые партнеры должны поехать туда и посмотреть, а затем понять, почему Китай утверждает, что он все еще является развивающейся страной. В марте этого года сенаторы США Том Коттон, Джим Инхоф и Рик Скотт представили Закон о торговых отношениях с Китаем в качестве карательной попытки лишить Китай его статуса PNTR. В случае принятия закон потребует, чтобы Китай получал бы статус режима наибольшего благоприятствования посредством ежегодного утверждения президентом в соответствии с требованиями поправки Джексона-Вэника, принятой в 1974-м году, чтобы повлиять на торговые отношения США со странами с нерыночной экономикой.

4 октября торговый представитель США Кэтрин Тай объявила о новом подходе администрации Байдена к торговым отношениям между США и Китаем. Тай сказал, что США по-прежнему серьезно обеспокоены государственной и нерыночной торговой практикой, которая не была учтена в торговом соглашении Фазы 1, подписанном в январе 2020-го года. Она сказала, что США поднимут это как более широкую политическую озабоченность перед Пекином.

ДЖЕФ PAO