Экономика США и ЕС во многом зависит от импорта из Китая
Гибкость китайского экспорта помогает сдерживать инфляцию в США и ЕС. Сдерживая инфляцию, Китай является молчаливым партнером Комитета по открытым рынкам ФРС и Европейского центрального банка.
Экспорт Китая в Соединенные Штаты и Европейский Союз в настоящее время составляет почти 30% ВВП обрабатывающей промышленности после беспрецедентного роста поставок в этом году. Импорт США из Китая на 30% выше, чем до пандемии Covid-19, а импорт в Европу на 50% выше. Эти пределы увеличения имеют важное макроэкономическое влияние.
На диаграмме ниже показан экспорт Китая в США и Европейский Союз с поправкой на сезонные колебания.
Экспорт Китая в Тайвань и Южную Корею рос еще быстрее.
Тайвань и Южная Корея, в свою очередь, являются важными поставщиками промышленных товаров, особенно электроники, на Запад, а их импорт из Китая включает компоненты, которые реэкспортируются в США и Европу. Это отражает более тесную экономическую интеграцию между основными азиатскими промышленно развитыми странами. Фактически, экспортный сектор Китая превратился в экономику США и Европы, удовлетворяя предел спроса на промышленные товары, равный почти 30% промышленного ВВП промышленно развитых стран.
Способность Китая увеличивать экспорт дает промышленно развитым странам больше возможностей для денежно-кредитных и фискальных стимулов. В случае Европы увеличение импорта из Китая на 50% за последние два года составляет около 2% от общего ВВП и около 14% от ВВП обрабатывающей промышленности. Гибкость Китая в увеличении предложения позволяет Европе увеличивать спрос.
В США более высокий импорт из Китая приводит к увеличению предложения на 250 миллиардов долларов в то время, когда спрос на бытовую электронику и другие потребительские товары подскочил вверх вместе с финансовыми и денежно-кредитными стимулами.
Стоимость китайских товаров выросла после пандемии и после нескольких лет спада. Но в итоге резкий рост китайского импорта ослабил инфляцию. Индекс потребительских цен США на товары длительного пользования с января 2020-го года по сентябрь 2021-го года вырос на 14%, в то время как стоимость китайского импорта выросла всего на 4%. Обеспечивая почти 30% потребления товаров в США, Китай позволил Соединенным Штатам проводить беспрецедентный уровень денежно-кредитного и фискального стимулирования со значительно меньшей инфляцией, чем она могла бы быть в противном случае.
Это делает Китай молчаливым партнером Федерального комитета открытого рынка и Европейского центрального банка. Глобальные цепочки поставок поддерживались лучше, потому что промышленное оборудование Китая способствовало увеличению поставок. Перебои в подаче электроэнергии в третьем квартале, похоже, не замедлили рост экспорта Китая, и, судя по резкому падению местных цен на уголь, худшая из проблем, похоже, уже позади.
Рост ВВП Китая на 4,9% в третьем квартале был результатом сокращения доли заемных средств в секторе недвижимости, что снизило вклад инвестиций в ВВП до самого низкого уровня за многие годы. Инвестиции были огромным драйвером роста ВВП в Китае, и замедление темпов роста было неизбежным. Однако по мере того, как правительство Китая возрождает инвестиции в жилищное строительство, рост должен ускориться. Как отмечалось в сообщениях СМИ от 6 ноября, рост потребления оставался на линии долгосрочного тренда в течение третьего квартала, в то время как промышленные показатели, отраженные в данных по экспорту, были чрезвычайно высокими.
Инфраструктура и промышленные мощности — это сложные проблемы, которые необходимо решать любой экономике, и Китай, похоже, остается сильным игроком в этих областях. Инвестиции в недвижимость — это краткосрочная циклическая проблема, которую относительно легко решить. Хорошие данные по экспорту подтверждают прогноз о том, что рост в Китае ускорится в 2022-м году.
ДЭВИД П. ГОЛЬДМАН