Россия может скупить белорусские заводы после интеграции
После подписания интеграционных документов по развитию Союзного государства России и Белоруссии, появился ряд слухов о возможной продаже крупных белорусских промышленных предприятий. Насколько они обоснованы и как следует оценивать такую возможность?
На первый взгляд может показаться, что сбылись главные страшилки белорусских противников интеграции: мол, российские «олигархи» придут, скупят заводы в соседней стране и уничтожат всю социалку. Тут сразу возникает противоречие!
Минский завод колесных тягачей может купить наш «Ростех», вот только — при чём тут олигархи? Во-первых, это — госкорпорация, к тому же одна из крупнейших, так что можно ещё и за банкротство не переживать — государство всегда поддержит. Во-вторых, на отечественных предприятиях концерна и зарплаты отличные, и уровень той самой социалки такой, что в Белоруссии можно только мечтать. Даже в разгар пандемии в начале прошлого года эти заводы в России не останавливались, рабочие там были обеспечены всем необходимым — словом, есть все основания полагать, что в убытке окажется разве что часть минской элиты, которая потеряет кусочек власти, но уж никак не рабочие!
То же касается и «Белавиа», интерес к которому проявляет «Аэрофлот», и Белорусская железная дорога, в которой заинтересована РЖД. Кстати, в последней трудится около 700 тысяч человек, обеспечены надёжной работой, белой зарплатой и полноценной социалкой. У нас в иных субъектах федерации меньше жителей, чем в РЖД — рабочих!
А вот российские предприятия, похоже, кое-что выиграли. Стоимость МЗКТ снизилась с 750 млн.долларов до 300. Белорусских железных дорог — с 3 миллиардов до 700 миллионов. И так по всем позициям. Правда теперь в состав сделки по покупке предприятий входит и обязательство погасить их долги, однако если эта задолженность полностью или частично возникла перед Россией и её предприятиями, то в известной степени это будет перекладывание денег из кармана в карман.
Таким образом все затягивания вопроса по продаже привели только в росту задолженностей, снижению продажной цены и в конечном итоге — потерям белорусских собственников. Вопрос — стоило ли тянуть… Впрочем, Минску, разумеется, виднее — как и всегда…