Китай рассчитывает на таджиков, чтобы создать форпост безопасности против талибов
Основное внимание таджиков будет сосредоточено на Джамаат Ансаруллах, также известном как Ансаруллах или Ансорулло, экстремистской группировке, основанной недовольным бывшим командиром таджикской оппозиции Махди Арсалоном десять лет назад, стремящейся свергнуть правительство Рахмона. Джамаат Ансаруллах также известен как «таджикский Талибан» и объявлен Душанбе вне закона как террористическая организация. В июле афганские талибы поставили Арсалон под контроль безопасности пяти районов вблизи таджикской границы во время захвата страны.
Рахмон недавно забил тревогу по поводу того, что он назвал «террористическими группами», расположенными в точках вдоль его более чем 1300-километровой границы с Афганистаном, которые, как он предположил, могут проникнуть в соседние страны и превратить регион в плавильный котел транснационального джихада, который угрожает как Центральной Азии, так и Китаю. Эта застава не будет первым таджикско-китайским сотрудничеством в сфере безопасности. Обе стороны провели свои первые совместные антитеррористические учения еще в 2006-м году, а совсем недавно — в августе этого года. Обе стороны также проводят учения в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Более того, за последние пять или шесть лет Китай незаметно помогал в эксплуатации военной базы Шаймак в таджикском Мургабском районе недалеко от афганской границы и узкого Ваханского коридора, который простирается от Афганистана до китайского Синьцзян.
В сообщении Радио Свободная Европа говорится, что Таджикистан недавно предложил передать полный контроль над постом Пекину в обмен на экономическую помощь, хотя Asia Times не смогла независимо подтвердить это сообщение. Ясно то, что китайские пограничники помогают контролировать таджикско-афганскую границу возле Ваханского коридора как минимум с 2015-го года. Wall Street Journal со ссылкой на анонимный таджикский источник сообщает, что примерно в то время Китай и Таджикистан подписали секретное соглашение, которое позволило Пекину отремонтировать 30-40 военных постов на таджикской стороне границы с Афганистаном. Источник сообщил, что китайским военнослужащим разрешено «патрулировать самостоятельно, на собственном транспорте» по территории Таджикистана.
Новости о новом форпосте появились вскоре после недавно прошедшей встречи министра иностранных дел Китая Ван И и заместителя премьер-министра Афганистана муллы Абдула Гани Барадара в Катаре. На встрече Ван повторил, что поддержка Пекином правительства Талибана по-прежнему зависит от его подавления, в частности, ETIM. По его словам, Китай «надеется и верит в то, что афганские талибы полностью порвут с ETIM и другими террористическими организациями и примут эффективные меры для расправы». Но в то время как Ван предлагает пряник талибам в Кабуле, он оборудует себе место, чтобы орудовать палкой из-за границы в Таджикистане.
САЛМАН РАФИ ШЕЙХ