Как поляки белорусским транспортникам помогли
После продолжительной заминки Верховная Рада Украины все-таки ратифицировала протокол об автомобильном сообщении с Белоруссией. Удивительно, но на эти отчаянные меры украинских депутатов подтолкнули поляки.
Представители Украины и Белоруссии договорились подписать документ ещё в феврале прошлого года. По сути, он означает полную либерализацию рынка международных перевозок. Как пассажирских, так и грузовых. Между странами теперь будет упразднена система так называемых дозволов. Это своеобразное разрешение на транзит через территорию страны. За него не придется платить налог в казну государства, на его оформление не нужно много времени, что затягивало сам процесс перевозок. И, самое главное, количество дозволов ограничено. Получается теперь транспортные компании Украины и Белоруссии могут беспрепятственно провозить товары и людей, не затрачивая дополнительное время и деньги на бюрократические процедуры. Соответственно, это приведёт к их развитию, пополнению казны государств в виде дополнительных налоговых отчислений и так далее.
Но, казалось бы, если документ принёс такие блага, то почему с его подписанием затягивали почти год? Все дело в политике. О подписании договорились ещё в феврале прошлого года. Но все помнят летние события в Белоруссии. Похоже, что на украинских депутатов повлияли призывы международного сообщества к отказу от переговоров с «нелегитимными» властями Белоруссии. У Польши на этот счёт другое мнение. Вопреки просьбам украинских транспортников, поляки не упразднили систему дозволов. Мало того, с каждым годом планомерно их сокращают. Если в 2018 году их число достигало отметки в 260 тысяч, то начиная с 2019-го оно сократилось до 160 тысяч. Причём польская сторона никак не объяснила такие сокращения.
Вот украинское руководство до конца держалось и выжидало. Вдруг Лукашенко прогнется и Польша, видя преданность Украины, поможет с либерализацией дозволов. Но чуда не произошло. Поляки оберегают своих транспортников от ненужной конкуренции. Союзы союзами, но деньги зарабатывать нужно. Об этом подумали и депутаты Рады по примеру польских коллег.
Ведь у Украины не было иного выхода. Дорога через Белоруссию наиболее короткий способ доставки товаров в Прибалтику и страны Скандинавии. Получается ли, что Киев плюет на мнение международного сообщества и действует исходя из своих интересов, договариваясь с «диктатором»? Получается, что так. А Польша в этой истории выступила своеобразной витриной отношения стран ЕС к «незалежной». Дружба дружбой, а деньги делать нужно, как говорится.