«Стамбул – город контрастов» (анализ внутриполитической ситуации в Турции)
Первый тревожный звонок для действующего турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана прозвучал в марте 2019 года, когда правящая «Партия справедливости и развития» (ПСР) потерпела поражение на мэрских выборах в столице страны Анкаре и ряде крупных турецких городов: Стамбуле, Анталье, Измире, Адане и Мерсине. Даже несмотря на то, что партия власти выиграла выборы в 24 турецких провинциях, 538 районах, 200 сельских поселениях и мэриях 16 городов, тогда, впервые с 2002 года ПСР уступила не только на ключевых выборах мэра Стамбула, но даже в таких районах города, как Фатих, Ускюдар, Эйуп и Бейкоз, которые всегда считались ее оплотом.
Напомню, что победу на выборах мэра Стамбула одержал кандидат от основной оппозиционной «Республиканской народной партии» (РНП) Экрем Имамоглу набравший 54 процентов голосов, в то время как экс-премьер и экс-спикер Великого национального собрания (Меджлиса) Бинали Йылдырым — кандидат от правящей партии ПСР стал вторым, набрав чуть более 45 процентов голосов.
Результаты выборов мэра пятнадцатимиллионного Стамбула были, безусловно, ключевыми в жизни не только жителей мегаполиса, но и всей Турции и стали серьезным ударом для сторонников президента Эрдогана, т.к. еще в 1994 году он после своей победы на выборах мэра города сделал историческое заявление: «Кто управляет Стамбулом, тот управляет всей Турцией». Слова его совершенно не случайны, учитывая мировое, геополитическое и экономическое значение города.
Во-первых, Стамбул (Византий, Константинополь) – это город, находящийся на обоих берегах пролива Босфор, являющийся стратегически важным геополитическим, промышленным и культурным центром, морскими воротами в Европу и Азию и важным транспортным и логистическим хабом. По данным Института статистики Турции (TÜİK), 31 процент турецкой экономики, а это 1 триллион 327 млрд. 452 млн. турецких лир формируется за счет мегаполиса, что является самым высоким показателем среди провинций страны.
Во-вторых, Реджеп Тайип Эрдоган был мэром Стамбула с 1994 года по 1998 годы, и, надо признать, за эти годы ему удалось решить целый ряд серьезных городских проблем, которые постоянно беспокоили горожан. За четыре года нынешний президент справился с нехваткой воды, значительно снизил уровень загрязнения воздуха, построил современные мусороперерабатывающие заводы, а также более 50 мостов, эстакад и автомагистралей.
Не менее серьезным ударом для правящей партии стало поражение ПСР и в Анкаре. По итогам выборов новым мэром турецкой столицы стал Мансур Яваш, также представитель оппозиционной РНП — наследницы идей основателя современной Турции Мустафы Кемаля Ататюрка.
Неутешительные результаты правящей ПСР на муниципальных выборах, потеря Анкары и Стамбула стали серьезным электоральным поражением Эрдогана и, по мнению аналитиков, и по его репутации, как электорально неуязвимого политика был нанесен первый серьезный удар.
Таким образом, состоявшиеся в 2019 году выборы в органы местного самоуправления стали первыми выборами, проходившими после 2017 года, т.е. после радикальной конституционной реформы президента Эрдогана, которые показали, что затеянные президентом реформы не всегда доходят до людей на местах.
Регулярные социологические опросы в настоящее время показывают, что популярность правящей ПСР до сих пор находится на довольно невысоком уровне, несмотря на то, что она сохраняет контроль над основными политическими институтами и центральными СМИ турецкой республики.
В частности, согласно данным Центра социально-политических полевых исследований, проведенных с 10 по 22 сентября 2021 года в 22 провинциях Турции, ПСР пользуется поддержкой лишь 27 процентов граждан. При этом за ближайшего «преследователя» ПСР — кемалистскую «Республиканскую народную партию» свой голос готовы отдать 26 процентов жителей страны. «Партия националистического движения» (ПНД), формирующая союз с ПСР, и вовсе может не попасть в Меджлис, ее в настоящее время намерены поддержать лишь около 7 процентов потенциальных избирателей. Поэтому блоку ПСР-ПНД будет крайне сложно добиться конституционного большинства в Меджлисе на предстоящих выборах 2023 года. Примечательно, что сейчас лишь около 10 процентов граждан в возрастной группе от 18 до 24 лет намерены проголосовать за партию Эрдогана.
На этом фоне существует мнение, что в Турции действительно может состояться транзит власти — Эрдогану уже 67 лет, а во власти он находится более 18 лет. В СМИ неоднократно сообщалось, что президент перенес хирургическое вмешательство в ноябре 2011 года, а затем вновь был прооперирован в феврале 2012 года. Но сейчас — 2021 год.
По мнению турецких экспертов, состояние здоровья первого лица Турции держится в строжайшем секрете, поскольку информация о здоровье Эрдогана может дать преимущество его политическим конкурентам. При этом уже рассматриваются кандидатуры возможных преемников Эрдогана на посту президента – главу Национальной разведывательной организации (MİT) Хакана Фидана, министра обороны Хулуси Акара или министра внутренних дел Сулеймана Сойлу.
Некоторые турецкие аналитики даже считают, что в стране в 2022 году могут состояться досрочные президентские выборы. Так, генеральный директор турецкой исследовательской компании KONDA Бекир Агырдыр заявил, что правящая «Партия справедливости и развития» может пойти в 2022 году на досрочные выборы. По его мнению, они могут состояться в период с мая по ноябрь следующего года. Правда, на официальном уровне такая информация пока не подтверждается, хотя и не опровергается. В то же время ПСР подготовила законопроект, запрещающий проведение выборов в течение одного года. Как пишет в этой связи турецкое издание Hürriyet, «законопроект является частью предложения о снижении избирательного порога, необходимого для прохождения в парламент, с 10% до 5% по всей стране». Предложение включает положение о разделении крупных городов Турции на более мелкие избирательные округа. Это положение также отменяет требование к политической партии иметь официальную группу в парламенте для участия в выборах, а это признак того, что ПСР все же действительно готовится к досрочным выборам.
Напомню, что к приему проведения досрочных выборов правящая партия прибегала и раньше. Например, первоначально планировалось провести очередные президентские и парламентские выборы в 2019 году, после чего в стране должны были вступить в силу положения об изменениях в политической системе страны, принятые на референдуме в апреле 2018 года. Но тогда президент Эрдоган объявил о проведении в стране досрочных президентских и парламентских выборов 24 июня 2018 года. Свое решение он объяснял следующим образом: «Операции вооруженных сил Турции в Сирии и исторически важные события в регионе, главным образом в Сирии и Ираке, ставят страну перед необходимостью предпринять шаги по устранению политической неопределенности».
В тот момент ПСР была на пике своей популярности, хотя и вынуждена была действовать в альянсе с «Партией национального движения» (ПНД). И тогда все получилось, несмотря на экономические проблемы, ухудшение социальной ситуации и девальвацию лиры. К тому же проведение досрочных президентских и парламентских выборов застало оппозицию врасплох, и она не смогла полноценно подготовиться к выборам. Турция перешла из парламентской республики в президентскую.
Однако сейчас ситуация в стране несколько иная. По мнению Агырдыра, прежде всего, стала расти «внутрипартийная напряженность внутри самой ПСР». Страну потрясают крупные коррупционные скандалы, что вынуждает наиболее образованных членов ПСР покидать ее ряды, создавая новые политические партии. Речь идет о бывшем вице-премьере Али Бабаджане, бывшем главе МИД Турции и премьер-министре Ахмете Давутоглу и некоторых других, которые стояли у истоков создания ПСР. Они заявляют, что «Турции нужно совершенно новое видение будущего» и объявляют, что «у Эрдогана исчерпаны ресурсы для дальнейшего проведения геополитического эксперимента в стране», что «экономика страны не выдерживает ее амбициозную внешнюю политику». Во внешней политике «Эрдогану не стоит злиться на замечания президента США Джо Байдена», т.к. «Турция теряет геополитическую иммунную систему из-за отсутствия внятной внешней политики» и не в состоянии вести игру сразу на всех площадках: в Восточном Средиземноморье, в Сирии, Ираке, в Ливии и на Кавказе.
В Турции сейчас такие суждения весьма популярны. Например, бывший начальник разведки Генштаба вооруженных сил Турции генерал-полковник Исмаила Хакки Пекин заявил, что не нужно «искать себя в списке победителей в идущей глобальной схватке на Ближнем Востоке». Поэтому, по его словам, обыватели должны уверовать в политическую обреченность правящей партии Эрдогана. Все это серьезные вызовы для действующего президента.
Тем временем все выглядит так, что у самого Эрдогана свои планы во внешней политике страны и другое видение происходящего в стране, и уж точно состояние его здоровья, по-моему, не вызывает опасений. Например, явно, не остался незамеченным видеоролик, датированный 3 октября 2021 года в официальном аккаунте Реджепа Тайипа Эрдогана на котором видно, как президент вместе с другими чиновниками его администрации без всяких усилий играет в баскетбол.
Более того, встреча на высшем уровне в Сочи 29 сентября 2021 года двух президентов России и Турции Владимира Путина и Реджепа Эрдогана показала, что турецкий лидер, во-первых, производит впечатление вполне здорового человека, и во-вторых, что, называется «держит руку на пульсе».
Судя по всему, здоровье Эрдогана позволило ему провести трехчасовую встречу в резиденции «Бочаров ручей» с Владимиром Путины, на которой президенты обсудили не только российско-турецкие отношения в политической, военно-политической, экономической и торговой сферах, но и коснулись проблем внутренней политики обеих стран, не обойдя стороной состоявшиеся 19 сентября текущего года парламентские выборы в России и предстоящие парламентские выборы в Турции.
При этом, по словам Эрдогана, вместо досрочных парламентских и президентских выборов он планирует провести в 2022 году в год столетия Турецкой Республики всетурецкий референдум, на который хочет вынести проект гражданской Конституции. Турецкий президент подтвердил необходимость разработки проекта гражданской Конституции, поскольку две последние были написаны военными хунтами после государственных переворотов 1961 и 1982 годов.
Поэтому многое из того, о чем говорят сегодня турецкие аналитики, весьма неоднозначно. Спектр мнений и рассуждений по этому поводу весьма широк. Одни, как например, координатор турецкой программы проекта «Ближневосточная демократия» (POMED) Мерве Тахироглу, заявляет, что стремление Эрдогана к принятию новой Конституции является попыткой изменить повестку дня и «отвлечь людей от политических течений, движущихся против него». Вторые, уже просчитывают варианты возможных политических рокировок, заявляя, что после ухода Эрдогана, будь то по состоянию здоровья или другим причинам, ПСР развалится, открыв путь к конкурентным выборам, на которых может победить любой из главных оппозиционных политиков Турции. Среди них члены РНП — мэр Стамбула Экрем Имамоглу и мэр Анкары Мансур Яваш, а возможно и председатель «Хорошей партии» Мераль Акшенер.
Но, по мнению части политологов, особенно тех, кто приближен к оппозиции, кризисные явления происходят не только в структурах правящей партии, но и в оппозиционном блоке. Сейчас единственная партия, которая стабильно повышает свой рейтинг – это «Хорошая партия» (İYİ) во главе с Мералом Акшенером. Рейтинг остальных партий довольно слабый, поэтому доверие к оппозиции не является стабильным. Скорее всего, ни оппозиция, ни ее лидеры пока не доросли до уровня «ценности самих по себе» и рассматриваются лишь как альтернатива действующему президенту Эрдогану.
К тому же оппозиционный электорат фактически разобран целым рядом мелких партий, что создает для правящей партии возможность маневрирования и использования коммуникационной стратегии. Поэтому сейчас ПСР может себе позволить при определенных обстоятельствах пойти на досрочные парламентские выборы. Что же касается Эрдогана, то он, безусловно, будет стремиться укрепить образ национального лидера в глазах соотечественников, который твердо идет к поставленной цели, занимая максимально жесткую позицию по реформирования политической системы страны.
В этой связи, убежден, что муниципальные выборы в пятнадцатимиллионом Стамбуле были весьма показательными для Турецкой республики, когда в нескольких районах города правящая «Партия справедливости и развития» проиграла своим основным конкурентам – «Республиканской народной партии». Тогда президент страны Реджеп Тайип Эрдоган оценивая результаты выборов в крупнейшем турецком мегаполисе заявил, что «если в таком городе, как Стамбул, где проживает более 11 миллионов избирателей, разница в количестве голосов составляет менее 30 тысяч, однако после пересчета ЦИКом бюллетеней эта цифра стремительно упала до 13 тысяч, а затем практически — до нуля, то мы должны быть уверены в своей победе».
Вот уж действительно, как говорится: «Стамбул – город контрастов!».
Александр Гусев, доктор политических наук, профессор