США никак не могут «оседлать» гиперзвук — очередные испытания провалились
Несмотря на все заявления представителей США о том, что они тоже разрабатывают собственные гиперзвуковые ракеты и «вот-вот» догонят этих ушедших вперед русских с их «Авангардами», «Кинжалами» и «Цирконами», успехами в этом деле они похвастаться явно не могут. Уже несколько попыток испытать новое оружие завершились полным провалом, когда ракеты или не отделялись от носителя, или же вообще не функционировали как положено. И вот к этой коллекции неудач прибавилась еще одна — как признали на днях в Пентагоне, проведенное на Аляске новое испытание также завершились фиаско.
Правда, на этот раз ракете все же удалось стартовать, но вскоре после этого она рухнула в океан. Причина неудачи уже определена — это отказ ускорителя, который должен был разогнать головную часть, без чего выход на гиперзвуковую скорость оказывается невозможен. В результате сорвалась проверка работы планирующего блока, который является ключевым элементом всей системы гиперзвукового ракетного оружия.
Ситуация с гиперзвуковым оружием на этот день
Эта неудача особенно неприятна и обидна для США, поскольку за несколько дней до этого в прессе появились сообщения об успешном испытании китайской гиперзвуковой ракеты. Это стало для американцев неожиданностью, они были уверены что их «партнеры» существенно отстают от них. Но оказалось, что это не так и гиперзвуковой планирующий блок китайской ракеты показал свою работоспособность.
Разработкой гиперзвуковых ракет в США в настоящее время занимаются две компании — Lockheed Martin, (ее ракета проходит как AGM-183A) и Raytheon, предлагающая собственный вариант такого оружия. Будучи уверенной в скором успехе, Lockheed Martin даже построила специальный «умный» завод для производства таких ракет, но оказалось, что это явно преждевременно. Два проведенных ею в апреле и июле 2021 года испытания оказались неудачными, да и ее конкурент также пока не может похвастаться заметным прогрессом.
Все это сильно беспокоит американцев, которые видят, что отстают от являющейся лидером в данной сфере России все больше и больше. Она недавно провела успешные испытания противокорабельного «Циркона» с подводной лодки, «Авангард» и «Киндал» уже приняты на вооружение, и к тому же дело этим вовсе не ограничивается. Объявлено о разработке еще нескольких гиперзвуковых ракет — «Личинке-МД» и «Гремлине», которые смогут запускаться с любых многофункциональных истребителей и поражать как наземные, так и морские цели. И противопоставить им американцам нечего, их противоракетные и противовоздушные комплексы не в состоянии обеспечить эффективную защиту от такого оружия, а разрабатывать что-то новое — это долго и очень дорого.
К тому же сказывается и общая деградация ВПК страны — осваивать многомиллиардные бюджеты он научился хорошо, а вот выход полезной продукции в последние десятилетия стал явно меньше.
С чего все начиналось
Напомним, что гиперзвуковая гонка началась с 1 марта 2018 года, когда президент России В.Путин в своем послании Федеральному собранию сообщил об успешных разработках ряда принципиально новых видов вооружений, включая гиперзвуковые ракеты «Кинжал» и «Авангард». Причем, первая уже была к тому моменту принята на вооружение, что наглядно продемонстрировали проведенные через несколько дней запуски с истребителя МИГ-31. Это стало настоящей сенсацией и вызовом для Соединенных Штатов, которые в то время уже серьезно отставали в данных сферах. Они срочно начали принимать меры по ликвидации этого отставания, но через 3.5 года можно констатировать, что не сильно преуспели в этом.
К тому же, как уже указывалось, на пятки американцам наступает Китай, и что самое интересное — недавно о создании и испытании своей гиперзвуковой ракеты заявила.. Северная Корея. Что вызывает вопросы — а каким образом эта небольшая и находящаяся в блокаде страна смогла разработать подобные технологии? И любые ответы на них для американцев крайне неприятны.
Тем не менее, не стоит игнорировать их разработки и останавливаться на уже достигнутом. Лидерство в этом направлении — гарантия безопасности в наше весьма и весьма неспокойное время больших перемен и катаклизмов.