Признание Соединенными Штатами Талибана застало Китай врасплох и изменило правила игры

Признание Соединенными Штатами Талибана застало Китай врасплох и изменило правила игры

Быстрый поворот США в сторону признания бывшего противника на поле боя застало Китай врасплох. Раскрытие во вторник в Брюсселе информации о том, что США работают над «дорожной картой» признания правительства Талибана в Афганистане, застало многих врасплох, но этого можно было ожидать.

У США есть опыт переосмысления своих стратегий, когда они понимают, что политика зашла в тупик. Именно это и произошло в данном случае. Тактика давления не сработает на талибов, у которых есть сильная база поддержки, уходящая корнями в пуштунский этнонационализм. С другой стороны, США не заинтересовало самопровозглашенное панджшерское «сопротивление». Оглядываясь назад, можно сказать, что администрация президента Джо Байдена, по сути, возобновила мирный процесс в Дохе.

Бывший специальный представитель США Залмай Халилзад недавно признал, что США и Талибан были в нескольких дюймах от понимания в соответствии с Дохинским соглашением о том, что временное правительство будет сформировано в Кабуле (что, конечно, Ашраф Гани и его клика должным образом саботировали). Новый спецпредставитель США в Афганистане Том Уэст объяснил на брифинге во вторник, что Вашингтон обеспокоен ростом атак филиала Исламского государства в Афганистане (ИГИЛ-К) и по-прежнему глубоко обеспокоен продолжающимся присутствием там Аль-Каиды.

Уэст прибыл в Брюссель, чтобы проинформировать союзников по НАТО о переговорах США с Талибаном и провести консультации по «дорожной карте» признания афганского правительства. Важно отметить, что он говорил под запись. По словам Уэста, «Талибан очень ясно и открыто выразил свое желание нормализовать отношения с международным сообществом, добиться возобновления помощи, увидеть возвращение международного дипломатического сообщества в Кабул и увидеть снятие санкций. Соединенные Штаты не могут сделать ничего из этого в одиночку».

Уэст должен был отправиться в Пакистан на встречу «Тройки Плюс» в Исламабаде в четверг. Оттуда он отправится в Дели, чтобы проинформировать союзника Соединенных Штатов по «Четверке» о новом мышлении в Вашингтоне в отношении правительства Талибана и его развитии. Из Дели Уэст направится в Москву. Ранее ТАСС сообщало со ссылкой на министра иностранных дел Сергея Лаврова, что в ходе телефонного разговора с полпредом президента России Замиром Кабуловым Уэст сказал, что хочет приехать в Москву для установления контакта с российской стороной. Соответственно, на следующий понедельник назначен «рабочий визит».

Сообщение о войяже Уэста произошло на фоне сообщений пакистанских СМИ во вторник о том, что Исламабад «должен был принять временного министра иностранных дел Афганистана, а также специальных посланников из США, России и Китая в рамках дипломатических усилий, направленных на подготовку почвы для международных встреч и признание общественностью правительства Талибана». Действительно, исполняющий обязанности министра иностранных дел Афганистана Амир Хан Муттаки во главе с высокопоставленной делегацией прибыл в Исламабад в среду, это его первый официальный визит в Пакистан.

Встреча спецпредставителей в Исламабаде проходит в формате так называемой «Тройки плюс» — России, США, Китая и Пакистана. Присутствие Муттаки на встрече в высшей степени символично. На самом деле власти Талибана кооптируются «Тройкой Плюс». Вероятно, США рассматривают возможность предоставления доступа к заблокированным средствам Афганистана в американских банках на сумму 9,5 миллиардов долларов. На этот счет существует колоссальное международное давление, что стало очевидным на недавней встрече государств региона в так называемом московском формате.

Очевидно, что администрация Байдена изменила мнение о том, что в интересах региональной и международной безопасности, чтобы способность правительства Талибана стабилизировать ситуацию в Афганистане, особенно в сфере безопасности и экономики, была усилена любым возможным способом. Без сомнения, администрация Байдена придерживается правильного подхода, хотя это вызовет споры в поляризованном политическом мнении в самих США. Безусловно, это переосмысление носит одобрение президента Байдена.

Похоже, Пекин будет неприятно удивлен поворотом в мышлении США. В комментарии Global Times во вторник ничего не говорилось о встрече «Тройки Плюс» в Исламабаде или о том, что ситуация резко меняется. В сообщении Global Times говорится, что «визит Муттаки в Пакистан, вероятно, будет сопровождаться обсуждением практических вопросов, представляющих взаимный интерес, включая роль афганских талибов как посредника между правительством Пакистана и пакистанскими талибами. Global Times писала: — «Несмотря на частое недавнее взаимодействие между правительством Талибана и Пакистаном, предстоит пройти долгий путь, прежде чем страна признает правительство Талибана легитимным. Помимо выполнения обязательств по борьбе с терроризмом, обеспечивающих инклюзивность и защиту прав женщин со стороны талибов, впереди также стоят конкретные вопросы, такие как границы и торговые пути».

Интересно, что в сообщении говорится о том, что «одна из возможностей состоит в том, что после того, как Китай, Россия, Пакистан и другие страны региона установят диалог с соответствующими странами Ближнего Востока, они признают режим талибов коллективно или независимо». Напротив, администрация Байдена все это время вела прямые переговоры с Талибаном и Исламабадом, но вела дискуссии строго по принципу «служебной необходимости», что исключало Пекин. Во всяком случае, Пекин находится во враждебно-воинственном режиме и отказывается сотрудничать с Вашингтоном. Его растущая напористость потерпела неудачу из-за тихого вторжения Вашингтона. Великая игра — это переключение передач.

Действительно, вышеупомянутые события полностью меняют региональные расстановки. Для начала, Пакистан снова становится самым важным партнером Вашингтона в предстоящий период в отношении рассматриваемой «дорожной карты» признания правительства Талибана. Эффективная будущая роль США в Афганистане может быть основана только на сотрудничестве с Пакистаном. Совершенно очевидно, что на администрацию Байдена повлиял аргумент Пакистана о том, что продолжающееся откладывание контактов с правительством Талибана чревато опасностями, и повторение анархических условий 1990-х годов вполне может повлечь за собой дополнительные осложнения, связанные с набирающим силу ИГИЛ.

Точно так же США, похоже, разделяют британскую оценку того, что прогрессивные элементы талибов заслуживают поддержки. Давая показания Комитету обороны Палаты общин Великобритании во вторник, генерал Ник Картер, начальник британского штаба обороны, сказал: — «Талибан 2.0» — это другое дело. В «Талибане 2.0» много людей, которые хотели бы управлять более современным способом, но они разделены между собой, как это часто бывает с политическими образованиями. Если менее репрессивные элементы в конечном итоге получат больший контроль, тогда я думаю, что нет оснований полагать, что Афганистан в следующие пять лет может не превратиться в более инклюзивную страну, чем это могло бы быть в противном случае». Интересно, что Картер, который играл практическую роль в афганских проблемах, пренебрежительно относился к победителям и проигравшим. По его словам, «я думаю, что еще рано говорить о поражении. Победа здесь должна измеряться результатами, а не какой-то грандиозной военной феерией».

США и Великобритания в основном движутся в тандеме, особенно когда речь идет об Афганистане. Байден был в Великобритании только в прошлые выходные на саммите по климату в Глазго. В конечном итоге заслуга Байдена в том, что он демонстрирует здесь чувство реализма, позволяющее забыть прошлое и как можно быстрее открыть новую страницу в национальных интересах Соединенных Штатов.

М.К. БХАДРАКУМАР