Пока Турция и Россия заключают сделку в Сирии, курды готовятся к атаке
Анкара и Москва ведут переговоры о сделке, чтобы снять озабоченность Турции по поводу отрядов народной защиты (YPG), в которых доминируют курды. Судьба сирийских курдов зависит от сделок между Россией и Турцией. Обе страны, а также Соединенные Штаты известны тем, что преследуют свои политические интересы в Сирии за счет курдов. Как последние закулисные мероприятия повлияют на крупнейшее этническое меньшинство Сирии?
Как маленькие участники большой сирийской игры, курды стараются поддерживать хорошие отношения как с Вашингтоном, так и с Москвой. Они знают, что США — крупная мировая держава, и что Россия имеет очень сильное влияние в Дамаске. Проблема, однако, в том, что США неоднократно демонстрировали, что они не желают допустить ухудшения отношений с Турцией, союзником по НАТО, из-за курдов. Вот почему они должны обратиться к России и президенту Сирии Башару Асаду за реальной защитой.
С момента встречи президента Владимира Путина и его турецкого коллеги Реджепа Тайипа Эрдогана на российском черноморском курорте Сочи 29 сентября Турция стала готовиться к военным действиям на севере Сирии. По сообщениям, Анкара планирует провести новую операцию против сирийских курдов и захватить город Тель-Рифаат, а также Кобане — город, известный как «курдский Сталинград». Кобане находится под контролем отрядов народной защиты (YPG), в которых доминируют курды, с 2012-го года, а сирийские и российские войска вошли в приграничный город в 2019-м году во время более раннего турецкого вторжения.
В течение последних нескольких недель турецкие и российские официальные лица вели переговоры о сделке, чтобы снять озабоченность Анкары в отношении YPG, организации, которую Турция считает террористической группой из-за ее связей с запрещенной Рабочей партией Курдистана (PKK). Сообщается, что Анкара рассматривает возможность передачи некоторых небольших участков Идлиба, оставшейся территории Сирии, удерживаемой повстанцами, российским силам в обмен на поддержку операции на севере Сирии.
В то же время возглавляемые курдами Сирийские демократические силы (SDF) и российские военные ведут переговоры о выводе курдских подразделений из районов, прилегающих к турецкой границе, чтобы избежать военной конфронтации с Турцией. Согласно сообщениям, русские пытаются убедить SDF вывести своих боевиков с севера Сирии, чтобы предотвратить еще одну военную операцию Турции, которая имела бы катастрофические последствия для курдов. Есть надежда, что группировки SDF переместятся к югу от международной автомагистрали M4, что в 32 километрах от турецкой границы.
С чисто военной точки зрения турки, похоже, готовы начать наступление против YPG. Помимо Тель-Рифаата и Кобане, другие потенциальные целевые районы будут включать Манбидж, к западу от Евфрата, а также Айн-Исса и Тал-Тамр, к востоку от этой реки. Войска турецких ставленников в Идлибе приведены в полную боевую готовность. Начало нового вторжения в Сирию теперь является вопросом политического соглашения между Турцией и Россией. Политики в Анкаре вряд ли будут опасаться, что курды могут оказать сильное сопротивление турецкой армии. Действительно, из-за ухудшающейся экономической ситуации в Турции небольшая победоносная операция в Сирии против курдов была бы более чем выгодна для Эрдогана. Однако маловероятно, что Турция начнет наступление, пока не заключит окончательную сделку с Россией и не получит зеленый свет от США.
Эрдоган и президент США Джо Байден встретились в Риме на саммите Группы двадцати 30 октября, и турецкий лидер вновь заявил о дискомфорте Анкары по поводу поддержки США боевиков YPG в Сирии. С другой стороны, некоторые сирийские курды обвиняют США и Россию в бездействии перед лицом возможного турецкого наступления. Позиция Москвы ясна: если курды не уйдут из определенных мест на севере Сирии и не позволят российским войскам и сирийской армии установить полный контроль над регионом, Кремль просто закроет глаза на действия Турции. Вполне возможно, что Россия сначала заключит сделку с Анкарой, которая будет включать «обмен землей» — контролируемые курдами территории для части Идлиба.
Как сообщили несколько российских и проасадовских источников, сирийская армия готовится к наступлению на части Идлиба, контролируемые силами, поддерживаемыми Турцией. Действия, очевидно, могут последовать, даже если Москва и Анкара не достигнут компромисса по территории, удерживаемой YPG. Также были сообщения о том, что Россия увеличила количество самолетов, работающих на севере Сирии, что можно интерпретировать как сигнал своим турецким партнерам: не начинайте военную кампанию, пока мы не достигнем окончательной договоренности, которая включает судьбу шоссе M4. И для Москвы, и для Анкары M4 имеет стратегическое значение, поэтому ожидается, что в конечном итоге шоссе будет находиться под совместным турецко-российским контролем. На данный момент автомагистраль M4 остается закрытой, а коридоры безопасности шириной 6 километров к северу и югу от нее не созданы.
В краткосрочной перспективе, скорее всего, в декабре в столице Казахстана Нур-Султане, Россия и Турция, вероятно, обсудят этот вопрос. Между тем, еще неизвестно, получит ли Анкара одобрение на ограниченные военные действия в регионе. Одно можно сказать наверняка: независимо от ситуации в Сирии Москва и Анкара продолжат вести дела в обычном режиме. Их ситуативное партнерство будет преобладать над разногласиями по поводу позиции сирийских курдов — самого слабого звена в российско-турецкой сирийской авантюре.
НИКОЛА MIKOVIC