Приднестровье в контексте сотрудничества Молдавии и НАТО

Приднестровье в контексте сотрудничества Молдавии и НАТО

11.11.2021 • Даниил Денисов, журналист

4 ноября в Кишинёве прошла международная конференция «Перспективы партнёрства и безопасности через сотрудничество с НАТО на период до 2030 года». По видеосвязи на конференции выступил заместитель генсека НАТО Мирча Джоане, который отметил, что сотрудничество Молдавии (РМ) и НАТО продолжается уже три десятилетия, с момента обретения страной независимости.

«Долгосрочное партнёрство между НАТО и Молдавией основано на взаимном уважении и взаимной выгоде. НАТО полностью поддерживает независимость, территориальную целостность и суверенитет Молдавии», — заявил Джоане, акцентировав при этом, на его взгляд, главное – «нейтралитет не означает, что в ближайшие годы партнёрство не станет теснее, сильнее и глубже».

В качестве ремарки можно отметить, что в НАТО семь лет назад уже предоставили Кишинёву пакет индивидуальных инициатив по реформированию оборонного сектора Молдавии. В соответствии с этим пакетом Национальная армия Молдавии сотрудничает с НАТО в рамках Инициативы по наращиванию оборонного потенциала (DCBI) и Индивидуального плана действий РМ — НАТО (IPAP). С тех пор «положительные изменения» в молдавской армии проходят под постоянным надзором и руководством военных специалистов североатлантического альянса, а молдавское войско теперь заметно продвинулось в реформировании и всего на один шаг отстаёт от Ботсваны, находясь на 107-м месте среди всех военных формирований мира. Зато можно говорить о грандиозной перспективе роста и большой работе впереди.

Тем не менее, выступающий в парадигме «теснее, сильнее, глубже», заместитель генерального секретаря НАТО Мирча Джоане подтвердил на кишинёвском форуме приверженность НАТО к неоднократно звучавшим ранее требованиям альянса о «выводе российских войск с территории Молдавии».Не забыл Джоане и традиционно обвинить Россию в «опасной военной риторике и пропаганде», сказав, что РФ якобы оказывает давление на Молдавию, Грузию и Украину.

Вторил ему и претендент на должность посла США в Кишинёве Дойл Лонгсон. Своим приоритетом в случае назначения он назвал намерение оказывать давление на РФ, чтобы «добиваться прекращения её военного присутствия».

На этом международная конференция в Кишинёве, в общем-то, исчерпала свою повестку. Можно было бы посчитать этот форум закрытым, а его решения, не требующими каких-либо уточнений или дополнений, но в Вашингтоне усомнились. Недостаточную, по всей видимости, антироссийскую направленность резолюций кишинёвской конференции в отношении России решили подкрепить в Конгрессе США.

В проекте резолюции, подготовленной конгрессменом-демократом Уильямом Китингом, говорится о необходимости помочь «устремлениям народа РМ укреплять связи с трансатлантическими партнёрами США».

При этом другой сенатор Джин Шахин не так давно заявила, объединив Молдавию вместе с Украиной и Грузией в единый блок, о том, что противостояние этих стран России требует «более скоординированных действий со стороны НАТО». Ну чем не программное заявление для дальнейших действий альянса на этом направлении!

Бывший президент Молдавии Игорь Додон всегда настаивал на том, чтобы российские миротворцы оставались на территории Приднестровья (ПМР) до тех пор, пока не будет завершено приднестровское урегулирование.

Соглашение о вводе в зону приднестровского вооруженного конфликта российских миротворцев было подписано 21 июля 1992 года президентами России и Молдавии в присутствии лидера Приднестровья. Тот документ остановил войну на Днестре, унесшую около тысячи жизней, и запустил мирный процесс урегулирования конфликта. 29 июля 1992 года в Зону безопасности вошел российский миротворческий контингент. Оставшаяся в наши дни сокращенная часть этого формирования совместно с военнослужащими Приднестровья и Молдавии и составляет совместные миротворческие силы в регионе. Такой формат является уникальным, потому что никогда ранее представители конфликтующих сторон вместе в миротворческих операциях не участвовали. Действующий в Приднестровье миротворческий механизм, созданный Россией, наиболее успешен за всю историю миротворчества. Ранее это признавали и в Кишинёве. В самом Приднестровье высоко оценивают миротворческую роль России. В Бендерах, куда в то лето начала конфликта вошла молдавская армия, установлен памятник воинам-миротворцам, остановившим кровопролитие. Там считают, что, если российские голубые каски уйдут, война неизбежно возобновится.

Нынешний президент Приднестровья Вадим Красносельский заявляет, что власти непризнанной республики следуют воле приднестровцев, высказанной на референдуме 2006 года. Тогда 97% жителей Приднестровья высказались за независимость от Молдавии и дальнейшее свободное присоединение к России. Против возвращения под контроль Кишинёва были 94% принявших участие в голосовании приднестровцев, где проживает равное количество молдаван, украинцев и русских. Гарантами реализации итогов плебисцита местное население всегда считает РФ, не разделяя части Оперативной группы российских войск (ОГРВ) и непосредственно военных из миротворческих сил.

«Российские военнослужащие из ОГРВ проходят службу в миротворческом контингенте на ротационной основе. Это и есть те российские солдаты, которые оберегают мир и спокойствие. Каждому представителю Молдавии в трёхсторонней миротворческой операции хорошо это известно», — заявил лидер Приднестровья Вадим Красносельский, обвинив Молдавию в «неготовности к ответственному диалогу», когда призывы Кишинёва к пересмотру миротворческого формата являются всего лишь «попыткой подмены понятий».

Избранная в 2020 году президентом Молдавии Майя, выступая в сентябре этого года на Генеральной ассамблее ООН в Нью-Йорке, заявила, что Кишинёв продолжает требовать вывода Оперативной группы российских войск из Приднестровья, а также преобразовании миротворческой операции с участием России в некую наблюдательную миссию, добавив, что для решения этого вопроса она надеется на международную поддержку.

«Международная поддержка» вскоре выразилась в доставке американскими ВВС в Кишинёв партии военной техники на 5 миллионов долларов, предназначенной для модернизации вооруженных сил Молдавии в рамках программ сотрудничества с НАТО.

В российском внешнеполитическом ведомстве обратили внимание на то, что позиция нынешнего президента Молдавии лишь подрывает все многолетние усилия по урегулированию проблемы. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова отмечала, что присутствие ОГРВ в Приднестровье имеет ясно обозначенные цели, в том числе обеспечивает российский миротворческий контингент в составе миротворческих сил. Захарова напомнила, что мандат миротворческой операции увязывает продолжительность участия России в ней с выходом на политические договорённости об урегулировании конфликта, но «пока до этого далеко».

Со своей стороны глава МИД РФ Сергей Лавров называл заявления Санду о необходимости вывода из Приднестровья российских военнослужащих безответственными.

«Трудно судить, что конкретно имела в виду госпожа Санду, когда заявляла о необходимости вывести российских миротворцев, но то, что это едва ли поможет урегулированию, и едва ли мы сможем принять такое требование, — достаточно безответственное, прямо скажем, — это факт», — заявлял Сергей Лавров на пресс-конференции в Москве.

О том, что Майя Санду не обсуждала предварительно с Москвой свои предложения о замене российских миротворцев в Приднестровье на наблюдателей от ОБСЕ, сказал и пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Что касается поставок США в Молдавию военной техники, то в МИД РФ отмечают, что такие действия только усугубят отношения официального Кишинёва с ПМР, и вряд ли будут способствовать укреплению доверия между берегами Днестра, усложняя процесс приднестровского урегулирования. Об этом в рамках брифинга для прессы заявил 2 ноября этого года замдиректора департамента информации и печати МИД России Алексей Зайцев.

Ранее военные эксперты предупреждали, что «выдавливание» миротворцев из региона при помощи США «будет чревато очень сильным обострением отношений с Россией, если новое проевропейское правительство Молдавии продолжит антироссийскую линию и развернётся к НАТО.

«Если Санду будет проводить дальше такую политику, умело скрывая её под маской якобы сотрудничества с Россией, это будет очередное фиаско, которое уже не раз было и у предшественников. К сожалению, страна тогда не выберется из этой ямы», — заключил Глава комитета Госдумы РФ по делам СНГ Леонид Калашников, предупреждая, что Россия будет «действовать соответственно».

На этом фоне в Кишинёве всё слышнее националистическая риторика и довольно сильны позиции облеченных властью лиц, желающих присоединить Молдавию к Румынии или влиться в североатлантические структуры, чего полумиллионное Приднестровье для себя никак не желает. Там никто не хотел бы и возобновления конфликта, сопротивляясь попыткам «разморозить» его извне и дестабилизации ситуации в регионе.

Согласно международным документам, мандат миротворческой миссии действителен до тех пор, пока не будет политического урегулирования конфликта. Этого до сих пор нет, а любые предложения (не говоря уже о требованиях) свернуть миротворческую операцию, являются прямым движением к тому, чтобы вновь, как в начале девяностых, перевести проблему в горячую фазу.

Как видно, приднестровский конфликт ещё далёк от разрешения. При этом понятно, что благоприятный исход может быть возможен только в том случае, когда сами конфликтующие стороны проявят политическую волю и найдут необходимые компромиссы, учитывающие взаимные интересы народов региона. Продуманное и взвешенное решение проблемы Приднестровья может быть выработано всеми сторонами только в ходе равноправных переговоров.

Для России приднестровское урегулирование – принципиально важная задача по предотвращению потенциального нового витка военного противостояния в этом регионе. Вывод же миротворцев возможен и будет осуществлен тогда, как сказал Владимир Путин на большой пресс-конференции в конце 2020 года, когда для этого «созреют условия».

Хочется надеяться, приближению этих условий будет способствовать и состоявшаяся недавно в МИД России встреча, где Москва и Кишинёв обсудили перспективы переговорного процесса по урегулированию в Приднестровье.