Транспортный коллапс на Дальнем Востоке. Правительство заигралось в рыночный капитализм
На днях стало известно, что на Дальнем Востоке в ряде регионов закончились некоторые продукты питания. В частности, в Певеке, Билибино, Эгвекиноте и в ряде других населенных пунктов нет капусты, лука, яблок, яиц, молочной продукции и т.д. Об этом сообщили местные жители, направив соответствующее обращение Президенту.
Вчера Путин провел совещание с членами правительства, на котором устроил разнос Министерству транспорта
Уже как год Минтранс возглавляет Виталий Савельев. К сожалению, за это время дела в ведомстве изменились не в лучшую сторону. Складывается такое впечатление, что Савельев занимается только авиацией, не обращая внимание на иные отрасли.
Ярким примером является тот факт, что кураторство над расширением БАМа и Транссиба было поручено вице-премьеру Марату Хуснуллину. Хотя при Дитрихе такого не было. Дитрих в свое время лично занимался всеми большими стройками, в том числе, Крымским мостом. Поэтому не совсем понятно, почему за подобные проекты, пусть и очень важные, должен оперативно отвечать целый вице-премьер.
Ситуация, которая сложилась на Дальнем Востоке, могла быть предотвращена заранее. Однако Минтранс упустил этот момент, доведя ситуацию до критической.
Теперь проблему, как всегда, приходится решать в экстренном режиме. Итак, в чем суть.
В портах Дальнего Востока (преимущественно — Приморский край) скопилось огромное количество каботажных грузов, предназначенных для Чукотки, Камчатки, Сахалина. Это как социально значимые товары (в том числе, продукты питания), так и генеральные грузы (строительные материалы).
Контейнеры в количестве 5,4 тыс. на конец октября застряли в портах. Из них 467 контейнеров с социально значимыми грузами. К текущему моменту удалось снизить это значение примерно на 30%, в том числе вывезены 200 контейнеров с социально значимыми грузами.
Подобная ситуация случилась из-за того, что логистические компании стали уделять первоочередное внимание транзитным грузам, следующим из юго-восточной Азии в Европу. Сейчас, когда цена на фрахт выросла, транзитные контейнеры являются премиальными грузами, с которых перевозчики зарабатывают сверхприбыли. Однако страдают от этого каботажные перевозки.
Проблема имеется сразу с двух сторон. Во-первых, как обозначил Савельев, имеется острая нехватка каботажных судов. К настоящему моменту на линии были выведены несколько дополнительных кораблей. Однако имеется нехватка в 4 судна.
И вторая проблема, о которой Савельев упомянул вскользь — это ужасная обработка грузов в морских портах. Если, по заявлению Савельева, во Владивостокском морском торговом порту (ВМПТ) проблем нет (хотя информация приходит противоречивая), то с приемом уже наблюдаются сложности. Инфраструктура портов на Чукотке, Камчатке, частично — на Сахалине давно не обновлялась. Плюс стивидоры откровенно тормозят разгрузку судов.
Но проблема, конечно, носит куда более глубокий характер. То, что сложилась подобная ситуация — прямое следствие либерализации транспортной отрасли, когда в порты и на линии были массово запущены частные компании, а государство практически ушло из этой отрасли. Удивительно, что на данный момент посетовал Савельев, который является сторонником рыночной экономики:
К сожалению, работа экспедиторских и стивидорных компаний – это рынок, и он находится вне зоны контроля и ответственности морских властей Российской Федерации
Вот так и получается, что перевозки социально значимых грузов уже находятся вне зоны ответственности государства.
Впрочем, Савельев предложил весьма здравую идею. А, именно, создать государственную судоходную компанию, которая занималась бы доставкой социально значимых грузов. Надеемся, что правительство дойдёт от идеи до реализации. Создавать государственные судоходные компании, действительно, необходимо.
Перевозки являются такой же инфраструктурой, как и железные или авто дороги. Они должны быть драйвером развития экономики, а не преследовать сугубо коммерческие цели. К тому же отечественное судостроение развивается ударными темпами. За успехами в авиационной промышленности мы несколько упускаем судостроительную отрасли.
А создать стабильный спрос на российские суда лучше всего могут именно госкомпании. Поэтому пока что не будем слишком уж сильно критиковать Савельева. Если он продавит свою инициативу, то это может означать начало консолидации отрасли морских перевозок.