Суровая киргизская коррупция
В Киргизии планируют перевести борьбу с коррупцией на поля всего ЕАЭС. С таким предложением выступил эксперт антикоррупционного делового комитета страны. Смелое предложение. Но поможет ли? В этом и разберемся.
Полномасштабную борьбу с коррупцией на всех уровнях запустил Садыр Жапаров ещё в прошлом году, когда он был и.о. президента и премьера. Эти действия помогли ему в январе 2021 года завоевать голоса почти 80% избирателей и стать полноправным президентом. Но на этом борьба не закончилась, а лишь началась. Внезапно, вопреки прогнозам «экспертов», которые говорили, что все это фальшь и предвыборный ход.
Но оказывается, что искоренение коррупции может принести хороший доход в казну государства. Было подсчитано, что охота на нечистых на руку чиновников принесла в бюджет государства 7,5 миллиардов местных сом. Это почти 95 миллионов долларов. И это всего по 850 делам. 850 чиновников уже пойманы за руку и ждут своего срока. Сажают не всех, но об этом позже. Всего за один год – вполне неплохо. Как удалось достичь таких результатов?
Сперва при президенте был создан антикоррупционный деловой совет. В его состав вошли бизнесмены, силовики, министры, депутаты и журналисты-расследователи. Включение в этот совет журналистов помогло придать импульс действиям закостенелых силовиков. А советы бизнесменов, сталкивающихся в своей работе с коррупцией на государственном уровне, позволили указать на конкретные приёмы нечистых на руку чиновников, которые они применяют для нечестного обогащения за счёт работяг. То есть в Киргизии просто стали слушать людей, аккумулировать их опыт и действовать на его основе?
Получается, что так. Вот что бывает, когда руководство страны действительно желает искоренить этот злостный феномен, мешающий развиваться государству. Дошло до того, что в Киргизии придумали особую меру наказания для нечистоплотных чиновников. При выявлении факта коррупции их заставляют возместить весь ущерб, выплатить моральную неустойку государству и всем пострадавшим. После чего их отпускают на все стороны, лишив права занимать государственные должности до конца их жизней. Эти действия вызывают дополнительный страх у всех коррупционеров. Что может быть страшнее, чем лишиться нечестно заработанных денег? Но эту меру применяют не ко всем, а к тем, кто добровольно признал факт нарушения закона. Признался — заплати и уходи. Не признался — будем судить, сядешь и все равно заплатишь. И такой прагматичный подход работает, как говорят факты.
Сможет ли киргизский феномен спасти ЕАЭС от разгула коррупции? Сложно сказать. Киргизские наработки уже легли на стол руководителям стран ЕАЭС. А что с ними делать дальше, решат уже на совместном заседании совета.