Годовщина с момента завершения войны в Нагорном Карабахе — предварительные итоги
Итак, прошел ровно год с момента завершения Второй войны за Нагорный Карабах, продолжавшейся почти полтора месяца осенью 2020 года. В первые недели сражения были ожесточенными и чаша весов долго стояла на месте, но в итоге склонилась в сторону азербайджанской стороны. Потеряв около 2900 своих военнослужащих (потери армянской стороны — примерно 3700 человек) и немало разнообразной боевой техники, ей удалось в конце концов проломить оборону вооруженных сил НК на южном фланге и освободить большую часть ранее захваченной армянской стороной территории. И лишь посредничество России и введение контингента миротворческих сил позволило армянам избежать полного разгрома и сохранить за собой часть территории Карабаха, а также обеспечить гуманитарный коридор к нему из Армении.
В соответствии с заключенным соглашением, российские миротворцы останутся на оговоренных территориях на длительное время и будут поддерживать там мир и безопасность. Их общая численность в настоящее время составляет около двух тысяч человек с приданием соответствующей боевой и гражданской техники.
Год прошел — но ситуация остается напряженной
Спустя год можно сказать, что в целом подписанное соглашение сторонами выполняется, хотя все же несколько столкновений между его подразделениями за это время произошло. Однако, до примирения сторон конфликта еще очень далеко, поскольку в Армении явно не смирились со столь чувствительной потерей спорных территорий. Обе стороны обвиняют друг друга в развязывании военных действий и на годовщину их начала министерства иностранных дел двух стран выступили с соответствующими заявлениями. В принципе, это неудивительно, но никак не отменяет необходимости налаживания хотя бы минимального взаимодействия между сторонами для разрешения многочисленных региональных политических и экономических проблем. При этом Азербайджан выражает готовность к такому взаимодействию, поскольку всех своих целей он уже достиг и в обострении ситуации больше не нуждается.
С Арменией же ситуация иная, однако, одного лишь желания реванша крайне мало — общество сегодня совершенно не готово воевать, да и соотношение военной мощи явно не в ее пользу. Тем не менее, ее руководству все-таки придется обсуждать целый ряд вопросов со своими недавними противниками, и разумеется, при посредничестве России. Эта необходимость привела к усилению дипломатической активности в треугольнике Ереван-Москва-Баку, что связывается с возможной подготовки новой трехсторонней встречи на высшем уровне. И это, кстати, подтвердил и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, добавив, что данное мероприятие должно состояться в формате видеоконференции. Правда констатировав, что точной даты пока назвать не может и работа по подготовке встречи сейчас «продолжается».
Единственный миротворец в Карабахе — это Россия
При этом в Баку никак не прокомментировали данное заявление, а вот в Ереване сразу заявили, что договоренности о такой встрече сегодня нет и пойти на нее можно только если в ее ходе будет возможность «зафиксировать конкретный результат». Другими словами, Никол Пашинян пытается лавировать, к чему его вынуждает оппозиция, уже заявившая о «недопустимости нового капитулянтского договора». Кроме того, есть еще одна сторона, не заинтересованная в мирном договоре — Иран. Он явно против создания транзитного коридора между Азербайджаном и Турцией через Нахичевань и Сюникскую область Армении, поскольку отношения с Азербайджаном у него сейчас напряженные и с недавних пор к его границам переброшена крупная войсковая группировка. Ирану категорически не нравится нынешний союз этой страны со своим главным региональным противником — Турцией и совершенно очевидно, что он всеми средствами будет противодействовать ему.
В такой ситуации совершенно очевидно, что реальным гарантом мира в регионе является Россия. Она заинтересована в заключении мирного договора между Азербайджаном и Арменией, а также имеет в Закавказье определенные экономические и геополитические интересы. Но достигнуть своих целей ей будет непросто и впереди предстоит длительная работа в данном направлении.