Ожившие призраки Холодной войны. Виртуальная дуэль «Циркона» и «Dark Eagle» напоминает противостояние «Першинг-2» и «Пионера»
Летом нынешнего года левые немецкие газеты опубликовали информацию о том, что на частично замороженной американской базе в Майнц-Кастеле, германской земли Гессен, идут необычные приготовления. Их суть стала ясна в нынешнем ноябре, когда Пентагон объявил о воссоздании 56-го командования полевой артиллерии Армии США. Номер этой оперативной службы US Army мало кому чего скажет. Но люди постарше хорошо помнят другое связанное с ней название — «Першинг-2». Противостояние этих ракет с советским комплексом «Пионер» стало одним из самых серьёзных кризисов последнего десятилетия «Холодной войны».
Баллистические ракеты средней дальности MGM-31C, названные в честь героя США эпохи Первой Мировой, генерала Джона Першинга, появились в Европе в середине семидесятых. Это был типичный продукт «Холодной войны», направленный исключительно против СССР и его союзников. Первые «Першинги», впрочем, как и все последовавшие модификации, являлись носителем ядерной боевой части, мощностью от 5 до 400 килотонн, на расстояние до 800 (Першинг-1А) километров. Они стали важнейшим элементом «системы быстрого реагирования» и первенцами концепции превентивного обезоруживающего удара. Левые европейские издания называли «Першинги» ядерным пистолетом у виска Кремля. По законам жанра «Холодной войны», Советский Союз должен был выложить свои козыри, и они не замедлили явиться, под бодрым и оптимистичным названием «Пионер». Конечно, у ракетного комплекса РСД-10 были свои индексы ГРАУ (15П645) и кодификации НАТО (SS-20 Saber), но согласитесь, «Пионер» это звучит гордо. И страшно…
СС-20 заставили европейские штабы НАТО испытать примерно ту же самую гамму ощущений, которые испытывали советские военные, обнаружив у себя под боком ракеты «Юпитер», незадолго до Карибского кризиса. «Пионеры», с термоядерной БЧ , могли поражать цели на расстояние до 5000 км. Установка не блистала особой точностью (КВО 450 метров), но мощности одной или трёх термоядерных боеголовок вполне хватало, чтобы не обращать внимания на этот маленький недостаток. В 1981 году усовершенствованный «Пионер» поставили на самоходную пусковую установку и он стал вообще практически неуловимым.
Как говорят в кино, мяч был на стороне американцев. В декабре 1979 года в Объединенных Штабах НАТО было принято решение о вводе в Западную Европу ещё более смертоносных американских комплексов «Першинг-2». Формально они стали ответом на советскую операцию в Афганистане, и на активное развитие и модификацию СС-20. Но формулировки американских военных давали куда более ясное представление об их истинных целях — превосходство и полное господство на западноевропейском ТВД. Першинг-2 был действительно опасной ракетой. Дальнобойной, быстрой, и главное, очень точной. Самой точной среди существовавших тогда баллистических ракет (показатель КВО 30 метров). В декабре 1983 года они появились в упомянутом в начале статьи «Майнц-Кастеле» и в окрестностях города Швебиш-Гмюнд (ФРГ), а затем на базах в Голландии, Великобритании и Италии. Американцы серьезно подставляли своих европейских союзников, но с точки зрения большой стратегии получали огромное преимущество. Советский Союз ответил в том же духе, разместив усовершенствованные «Пионеры» в Центральной Группе Войск в ЧССР и ГСВГ в Восточной Германии. Эти взаимные ковбойские игры могли бы длиться десятилетиями, но наступило время «разрядки» и договора РСМД (декабрь 1987 года). Согласно его пунктам, под нож пошли более 500 установок с «Пионерами» и примерно столько же «Першингов» разных модификаций. Вместе с уничтоженными готовыми ракетами, канула в Лету советская программа «Пионер-3». Её боеголовки должны были поражать стратегически важные цели также точно, как и «вторые» Першинги.
После ликвидации договора РСМД в 2019-м, возвращение этого пугала «Холодной войны» стало делом времени. И теперь это время пришло. Поменялись только основные инструменты и диспозиция. Возрожденное 56-е командование рассчитывает до 2023 года получить на вооружение мобильные гиперзвуковые комплексы LRHW Dark Eagle. Накануне британская Таймс сообщила, что первые установки уже переданы на войсковые испытания. Основным антагонистом в этой старой истории, на новый лад, должен стать российский «Циркон». Работа над грунтовыми мобильными комплексами тоже уже активно ведётся, и нет никаких сомнений, что скоро мы их увидим. Только у нас теперь нет «буферных зон» в виде Чехословакии и ГДР, а США так и рассчитывают подставить под ответный удар своих сговорчивых западноевропейских и младоевропейских союзников.