Война, в которую никто не верит

Война, в которую никто не верит

Вот за что мы любим западную журналистику, так это за безудержный полет фантазий. Здравствуйте, сегодня поговорим о невыученных уроках истории.

Только вчитайтесь в эту фразу: «… в конце октября силы Киева начали атаку беспилотников, которые уничтожили артиллерийские батареи повстанцев на Донбассе.» Атака беспилотников уничтожила батареи на Донбассе. Сто тысяч БПЛА смели двести тысяч батарей. Или триста тысяч, неважно — вот так незатейливо вешаются макаронные изделия на уши доверчивого читателя. Но далее Тед Галлен Карпентер начинает рассуждать совсем о другом — о том, по каким причинам Запад все откровеннее подталкивает Украину к прямому военному конфликту с Россией.
Мистер Карпентер проводит параллели между 2008 годом и нынешним временем — и он находит много общего в этих двух ситуациях. Тем же, кто давно и пристально следит за положением дел на Украине, будущая война между Киевом и Москвой кажется все более и более возможной — мало того, клятые москали еще до Майдана в деталях и подробностях рассказывали украинцам, куда в конце концов их приведет окончательный разворот на Запад.

Давайте сложим в единую картину несколько фактов.

Во-первых, летние тренировочные полеты стратегических бомбардировщиков США В-1В над территорией Украины. Регулярные заходы кораблей НАТО в Черное море; разведывательные беспилотники «Глобал Хоук» рядом с Донбассом; полеты «Байрактаров» в запрещенной для полетов зоне у линии соприкосновения; тренировки украинских войск инструкторами НАТО из Британии, Канады, Польши и США; участившиеся полеты самолетов-разведчиков НАТО над Черным морем (вчера было четыре борта, сегодня — шесть).
Во-вторых, недавние громкие перестановки в силовых ведомствах Украины. Вместо Арсена Авакова пришел совершенно управляемый офисом президента Денис Монастырский. Вместо генерала Тарана министром обороны стал Алексей Резников, не имевший до этого никакого отношения к армии — зато пан Резников и его неадекватные высказывания прекрасно известны участникам трехсторонней контактной группы по Минским соглашениям. Заменен начальник Генштаба и главнокомандующий ВСУ (и это не Зеленский, он Верховный главнокомандующий). Советником главнокомандующего становится Дмитро Ярош, отец-основатель «Правого сектора», запрещенного во всех вменяемых странах.

В-третьих, сам Владимир Александрович пока нежится в теплой ванне, старательно созданной для него ближайшим окружением — и при взгляде из этой ванны Украина кажется очень могущественной страной, за спиной которой стоят если не боги, то равные богам.
Естественно, считать, что в этой ситуации Украина может проиграть России — преступно, постыдно и легкомысленно. Мало того, это тянет на государственную измену — и вот уже многочисленные пропагандисты по всем пока не закрытым телеканалам рассказывают о невероятных возможностях ВСУ.

В представлении офиса президента украинская армия кажется мощной, мотивированной и высокоорганизованной. Да, не хватает нового оружия, но тут на выручку приходят США, НАТО и Турция — и по всем телеканалам опять показывают графики того, как переименованные в «Бандеру» «Байрактары» будут бомбить Воронеж в случае прямого конфликта.

Украину всеми силами подталкивают к силовому решению проблемы Донбасса, создавая при этом видимость, что в случае чего НАТО тут же окажется рядом и даст отпор бурятским конно-бронированным ордам из Мордора — но позвольте, разве в случае с Саакашвили было по иному?

Здесь украинские эксперты давно уже нашли сумму убедительных доказательств — дескать, Украина не Грузия, она является идеальным плацдармом против зарвавшейся России; кроме того, в случае войны с русскими НАТО получает в свое распоряжение сорок миллионов человек, мотивированных на борьбу со страной-агрессором. В ответ в Брюсселе и Вашингтоне удовлетворенно и снисходительно кивают: «Зер гут, кароши малшик, идьи нападай!».
Я не собираюсь сравнивать военные потенциалы России и Украины, даже если за ней действительно встанет все НАТО. Тех 28-29 современных танков «Леопард», которые есть сегодня в бундесвере, явно не хватит на аншлюс — как и семидесяти тысяч британских сухопутных войск с весьма устаревшим вооружением. Да что там британцы, — у поляков армия больше почти в два раза, целых 120 тысяч штыков — а вот в самоубийственные идеи американцев я не верю совершенно. Нет у них таких идей, ибо «ответ будет по центрам принятия решений».

Тем не менее, у Запада более чем достаточно инструментов для того, чтобы заставить Киев затеять новую войну на Востоке Украины. В том числе причины и личного характера — достаточно вспомнить «досье Пандоры», после которого пан президент предстал перед всем прогрессивным человечеством персоной, нагло уклоняющейся от уплаты налогов — а если добавить к этому повальную коррупцию и связь с олигархами, то пана президента прямо сейчас можно брать под белы рученьки и отправлять в Алькатрас. И он туда таки поедет, если не будет слушаться старших товарищей.
Необходимо понимать, для чего эта война нужна Западу — и блокировка «Северного потока-2» является всего лишь одним из бонусов. Далеко не самым значимым для Америки бонусом, нужно заметить.

Россию необходимо связать по рукам и ногам, навязав конфликт, на который мы до сих пор так и не явились — следовательно, конфликт нужно перевести в фазу, после которой Россия уже не сможет не реагировать. В этом случае потеря Украины для Запада вполне оправдана — связывая Россию необходимостью зачищать Украину от бандеровцев, Соединенные пока Штаты освобождают силы и ресурсы для противостояния с Пекином. Заодно получая некую гарантию невмешательства русских в этот занимательный квест — правда, вместо русских на северном фланге театра военных действий обязательно окажутся северные корейцы со своими ракетами.

И вот тут самое время вспомнить об истории и ее уроках. Например, более века назад никто даже предположить не мог, что убийство заштатного эрц-герцога в Сараево приведет к началу Первой мировой войны — к войне никто особо не готовился, ее не ждали, в нее не верили и, тем не менее, она началась.
Чем похожа ситуация перед Первой мировой на нынешнее положение дел? Она похожа одним, но очень важным фактором — как и тогда, сегодня Запад раздирают противоречия, которые почти невозможно решить мирным путем. Противостояние Евросоюза и Британии уже напоминает боевые действия — правда, пока только в таможенных барьерах, торговых и финансовых ограничениях, откровенных попытках разрушить Соединенное королевство через сепаратистские настроения внутри страны.

Таможенная граница между Евросоюзом и Британией, проходящая по морю между, собственно, самой Британией и Северной Ирландией — это вот оно и есть. Практически неразрешимое противоречие, при котором большая часть Королевства живет по внутренним законам, а Северная Ирландия — по законам Евросоюза.
Маленький кусочек исконно британской земли под названием Уэльс, принимающий в местном парламенте закон о независимости, причем принимающий руками лейбористов (националисты на выборах заняли всего лишь третье место) тоже из этой серии — и звонкий ответный удар в челюсть французов в виде нового военного блока АУКУС и отмены огромного контракта на подводные лодки для Австралии.

Война отлично снимает любые накопившиеся противоречия, но для этого нужно выжить в будущей войне. В Первой мировой не выжили Австро-Венгерская и Российская империи, по итогам Второй мировой — Британская. Осталось дождаться очереди США, но, похоже, они прекрасно справляются с этим и без внешних причин.
В этой схеме нынешняя украинская власть — всего лишь инструмент. Корявый, непослушный, но инструмент — и для Запада Украина навсегда и останется таковым инструментом. Впрочем, как и Грузия с Молдавией.

Будь по иному, украинцы давно бы стали частью Евросоюза и НАТО, еще при Ельцине — но Западу не нужны консервативные до мозга костей люди, Запад уже наелся поляков по самое «не хочу».
А вот на роль жертв «кровавого кремлевского режима» эти страны подходят идеально — правда, Запад утратил ключевой ресурс, которого пока в избытке в России; и я бы даже сказал, что его слишком много для одно страны, пусть даже и самой большой по размерам.

Этот ресурс — стратегическое терпение. Это то, чем мы ранее почти никогда не отличались — а теперь вдруг научились планировать на десятилетия вперед. Это тоже пока далеко от идеала, но переслушайте еще раз речь Путина в Мюнхене в 2007 году, особенно вот этот небольшой фрагмент: «Считаю, что для современного мира однополярная модель не только неприемлема, но и вообще невозможна. И не только потому, что при единоличном лидерстве в современном – именно в современном мире – не будет хватать ни военно-политических, ни экономических ресурсов. Но что еще важнее – сама модель является неработающей, так как в ее основе нет и не может быть морально-нравственной базы современной цивилизации.»

То, к чему мы вплотную подошли сегодня — это как раз нехватка ресурсов, о которых предупреждал тогда Путин; но вместе с нехваткой сырья и энергоносителей мы как-то упустили из виду глобальную нехватку интеллектуального капитала, особенно среди элит стран Запада. И слова Путина на Валдайском форуме — это уже констатация свершившегося, диагноз современного тупика в развитии цивилизации.

Украина, Грузия, Молдавия, Прибалтийские Вымираты, Мьянма, Тайвань, Венесуэла, Куба, Эквадор, Ангола, Руанда, Сирия, Мали и прочие похожие страны — всего лишь инструменты для сверхдержав. Пешки на глобальной шахматной доске — и судьба этих пешек всегда зависит от морали тех, кто их двигает.

Никто пока не верит в новую войну, но ее давно уже планируют и чертят на штабных картах — и незавидна судьба тех, кто сегодня искренне верит в непобедимость беспилотников под именем «Бандера».