В верхах совсем запутались: «Байкал» то вовсе не полетит, то уже чуть ли не летает

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>В верхах совсем запутались: «Байкал» то вовсе не полетит, то уже чуть ли не летаетСегодняСегодня1074 минВ верхах совсем запутались: «Байкал» то вовсе не полетит, то уже чуть ли не летает

Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) намерен в срок завершить разработку самолёта ЛМС-901 «Байкал» и начать его серийные поставки в 2026 году. Все выявленные замечания завод уже устранил, а работы идут по графику, несмотря на заявления о возможном закрытии проекта лёгкого многоцелевого самолёта для замены кукурузника. Об этом заявил гендиректор предприятия Леонид Лузгин в интервью  «Ведомостям».

По словам Лузгина, УЗГА уже изготовил три опытных образца самолёта. Два из них – лётные и ещё один – для статических испытаний. Кроме того, по его словам, завершены тесты в объёме до ремоторизации, то есть замены импортного двигатели на отечественный ВК-800СМ. Сейчас воздушные судна переданы на доработку для установки этого движка и винта АВ-901. Третий лётный образец «Байкала», который нужен для того, чтобы ускорить программу сертификации до конца 2026 года, завод планирует выпустить уже к осени.

Лузгин не считает допущенные в работе над проектом ошибки критическими, которые привели к тому, что самолёт, по сути, нужно переделывать заново. Глава УЗГА назвал их «достаточно серьёзными конструкторскими замечаниями» в процессе предварительных испытаний. Но с января по апрель они были устранены с помощью привлечённых профильных институтов. Более того, пока исправляли ошибки, по словам Лузгина, инженеры только убедились в правильность принятых конструкторских решений, в том числе в ходе предварительных испытаний. И после ремоторизации «Байкал» будет полностью соответствовать техзаданию и готов к сертификации, добавил он.

Правда в техзадании апрельского контракта Минпромторга на ремоторизацию «Байкала» характеристики машины были упрощены по ключевым показателям, а часть требований и вовсе исключена. Леонид Лузгин не смог ответить, с чем это связано, переадресовав вопрос госзаказчику. Но исключил влияние ремоторизации на изменение характеристик, указав, что наш двигатель ВК-800 лучше американского: у него меньше вес, удельный расход и больше мощность.

Гендиректор УЗГА переадресовал Минпромторгу и другой неудобный вопрос: а нужен ли рынку такой «Байкал», когда с похожими характеристикам уже есть ТВС-2ДТС, американский движок на котором планируют заменить на адаптированный вертолётный ВК-1600.

Сейчас у УЗГА есть только один твёрдый контракт на десять «Байкалов» с авиакомпанией «Аврора» с их поставкой в 2026-2027 годах. Ещё на более чем 60 самолётов есть предварительные заказы с поставкой до 2044 года.

По словам гендиректора, текущие мощности завода в Екатеринбурге рассчитаны на выпуск только пяти самолётов в год. Далее они будут наращиваться под необходимые рынку объёмы. Её ёмкость Лузгин оценил в более 200 воздушных судов.

При этом текущая версия комплексной программы развития гражданской авиации (КПГА) предусматривает поставку 139 «Байкалов» до 2030 года.  По словам главы УЗГА, КПГА будет скорректирована Минпромторгом, подчеркнув, что объём поставок «Байкалов» точно не уменьшится, но растянется во времени.

Стоимость нового самолёта, как заявил гендиректор УЗГА, сопоставима с американским одномоторным Cessna Grand Caravan с отпускной ценой в $2,2-3,4 млн. При курсе доллара в 100 руб. это 220-340 млн руб. По словам Лузгина, в эту вилку «Байкал» в любом случае попадёт, однако с учётом логистики, таможни и доставки он «будет точно дешевле иностранных аналогов».

В Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли до 2030 года, презентованной Мантуровым и Чемезовым в 2022 году, планировалось выпустить 154 «Байкалов» (ЛМС-901). Уже через полгода стало понятно, что программа неосуществима. Затем программа несколько раз корректировалась, количество самолетов снизилось до 990, вместо 1018. Выяснилось, что в программу были включены двигатели, которые еще не прошли испытаний, самолеты, которые есть только на бумаге в красочной акварели.

Месяц назад на заседании комитетов в Госдуме РФ вице-премьер — полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев заявил о тупиковой ситуации в реализации проекта лёгкого самолёта ЛМС-901 «Байкал».

«Вы знаете, что у нас велась работа по разработке малого самолёта «Байкал». Она на сегодняшний день зашла в тупик. То есть самолёта «Байкал» у нас не ожидается», — сказал полпред.

Но еще 27 февраля этого года приличный с виду человек, бывший губернатор Калининградской области, а ныне – министр промышленности и торговли Алиханов – обещал совсем другое.

Поставки «Байкалов» авиакомпаниям начнутся в 2026 году, заявил 27 февраля этого года Алиханов:

«Мы надеемся в ближайшее время объявить о завершающей части опытно-конструкторской работы по «Байкалу». Машину будут дорабатывать, чтобы она могла садиться и взлетать с большего количества аэродромов на Дальнем Востоке, на арктических территориях и в Сибири».

Более того, по словам Алиханова, на самолет уже нашелся покупатель. Стартовый заказчик — авиакомпания «Аврора», с которой подписано соглашение на 95 таких самолетов. Согласно третьей редакции Комплексной программы развития авиаотрасли, всего к 2030 году планировалось произвести 139 таких машин.

И вот теперь уже новые вводные – производство самолета все же будет начато. Похоже, вокруг денег, выделенных на проект, развернулась такая нешуточная борьба, что для достижения цели их получить, не жалко пустить под нож и весь проект.

Источник