У Силуанова всё хорошо. Профицит бюджета установил рекорд
На днях Министерство финансов отчиталось об исполнении федерального бюджета за 10 месяцев этого года. Когда мы открыли статистику, то не поверили своим глазам. Разумеется, мы были уверены в том, что профицит бюджета по итогам января-октября увеличится. Однако цифра превзошла все наши ожидания. Теперь внимание.
По итогам января-октября 2021 года профицит федерального бюджета составил 2 триллиона 140 миллиардов рублей
Разберём структуру. Начнем с доходов.
Общий объем доходов бюджета составил 20,43 трлн рублей. Это 108,9% от плана на весь 2021 год. Изначально предполагалось, что доходная часть составит 18,765 трлн рублей.
Объем поступивших нефтегазовых доходов составил 7,292 трлн рублей. Это 121,8% от плана. Изначально предполагалось, что нефтегазовых доходов соберут 5,987 трлн рублей.
Ненефтегазовые доходы составили 13,138 трлн или же 102,8% от плана. Всего за 2021 год Минфин хотел собрать 12,777 трлн рублей.
Дорогие друзья, подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы уж точно ничего не пропустить:
Клуб Двинского
Что касается расходной части бюджета, то здесь все идет по плану. Она исполнена на 85% или же на 18,29 трлн рублей. По итогам года предполагается потратить 21,52 трлн.
В общем, что мы видим. Ранее Силуанова можно было сколько угодно обвинять в либеральном монетаризме, говорить о том, что он изымает деньги из экономики и так далее. Но мы были уверены, что хотя бы считать он умеет хорошо. Как оказалось, нет.
Даже либеральными монетаристскими взглядами Силуанова нельзя обосновать столь явные просчеты Минфина. Прогноз ведомства Силуанова уже отклонился практически на 10% без каких-либо позитивных/негативных форс-мажорных обстоятельств.
Сейчас даже страшно предположить, какой профицит будет по итогам года. И это при том, что в конце августа-начале сентября порядка 500 млрд рублей было потрачено на внеплановые выплаты отдельным категориям граждан.
Если в федеральном бюджете имеется такой профицит, а правительство не знает куда потратить деньги, то это катастрофа. Однако суть в том, что профильные министерства и ведомства как раз предлагают свои проекты, но Министерство финансов не спешит подбирать для них финансирование, ссылая на все, что угодно, но только не на необходимость развития экономики.
Яркий пример — Программе льготного лизина гражданских судов водного транспорта, инициированная Минпромторгом. Стоимость до 2030 года — всего лишь около 300 млрд рублей. Однако финансовая модель до сих пор не утверждена и будет ли утверждена — большой вопрос.
Тем не менее, во всем необходимо искать положительные стороны. В данной ситуации их две. Стремительное пополнение бюджета ненефтегазовыми доходами является ярким свидетельством тому, что экономика не просто восстановилась после кризиса 2020 года, но и перешла к росту. Пока что траектория неплохая, хотя при нынешней политике Центробанка темп спадет в лучшем случае до 3%. А то и до 2-2,5%.
Второй плюс — Минфин прекратил агрессивно наращивать госдолг. Видимо с Силуановым очень серьезно поговорили, поскольку еще в сентябре в рамках Московского финансового форума он заявлял, что в этом году Минфин разместил ОФЗ практически на 3 трлн рублей.
К настоящему моменту ведомство выпустило облигации на 2,343 трлн и, судя по последним аукционам, темп сильно снизился. За один раз ОФЗ выпускаются на 20-30 млрд. По итогам года скорее всего Минфин выйдет на цифру в 2,5 трлн. Но и то это будет хорошая экономия в 500 млрд рублей, которые не лягут дополнительной нагрузкой на государственную казну.
В заключении делать дополнительные выводы не хочется. На наш взгляд, все предельно очевидно.