Мебельщики и перевозчики закрываются, айтшники предупреждают о банкротствах, у угольщиков коллапс, в стройматериалах — обвал

За минувший год, с октября 2024 года, в российских городах с населением от 500 тыс. человек закрылись почти 900 мебельных салонов, следует из данных сервиса 2ГИС, которые приводит «Ъ». За год число таких магазинов сократилось примерно на 8,7%, или почти тысячу точек — до 10,2 тысячи.
Причиной массового закрытия магазинов мебели стало общее падение рынка на фоне сокращения темпов строительства жилья и дороговизны кредитов, отмечали в Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР). В компании Divan.ru добавляют, что мебельный рынок сокращается из-за снижающихся доходов граждан, которые не считают мебель предметом первой необходимости.
В сентябре гендиректор компании «Платформа ОФД» Дмитрий Батюшенков сообщал, что в 2025 году продажи мебели и фурнитуры в России обвалились на 15% год к году при росте средней стоимости продукции на 20%. Похожие цифры приводил гендиректор мебельной компании STAVROS Андрей Рагозин, который отмечал, что в 2025 году российские мебельные компании столкнулись с «системным кризисом». Производство продукции, по его словам, снизилось примерно на 8% год к году и на этом фоне «будут сокращаться производства».
«Региональные фабрики уже снижают объемы. В 2025 году часть [из них] будет вынуждена закрывать цеха или сокращать сотрудников. Крупные бренды выживут за счет сетевого сбыта, складов и масштабных закупок, малые же производители, зависимые от дилеров, окажутся в зоне наибольшего риска», — оценивал Рагозин.
Минэкономразвития и Росстат фиксируют спад производства в мебельной отрасли. Если в 2024 году, согласно данным статистического ведомства, объем производства мебели достигал 522 млрд руб., то с января по сентябрь текущего года он составил чуть меньше 340 млрд руб. В августе спад объемов выпуска мебели ускорился с 12% до 12,7% в годовом выражении.
Сокращение спроса на мебель и ее выпуска также привело к резкому падению количества регистраций юрлиц и ИП — производителей мебели в первой половине 2025 года. По данным Rusprofile, показатель уменьшился на 16,5% год к году, до 2,54 тыс. регистраций.
АМДПР в конце марта обращалась в Минпромторг с просьбой ввести заградительные пошлины на ввоз в Россию мебели из «недружественных» государств, чтобы остановить банкротство и закрытие российских производителей.
IT-компании предупредили о массовых банкротствах из-за повышения налогов
Российские IT-компании могут начать массово банкротиться и уходить с рынка после запланированного властями повышения налогов. Об этом президента РФ Владимира Путина предупредили представители бизнеса, пишет Forbes со ссылкой на письма отраслевых ассоциаций.
С 2026 года правительство планирует отменить льготы по НДС для отечественного программного обеспечения (ПО), в два раза — до 15% — повысить страховые взносы для сотрудников IT-компаний, а также сократить размер выручки коммерческих организаций с 60 млн до 10 млн руб. в год для применения упрощенной системы налогообложения (УСН).
«Налоговая нагрузка на IT-компании фактически вырастает сразу в шесть раз (с 5% до 30% от выручки)!» — подсчитали в Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт», Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) и «Руссофте».
В результате большинство небольших компаний и стартапов «не выдержат такой рост нагрузки», окажутся на грани банкротства или будут поглощены крупными игроками. Те же, кто останется, будут вынуждены «существенно» повысить цены, чтобы выполнить решение правительства по налогам.
«Для бюджетных организаций в масштабе государства [это] будет означать просто перекладывание государственных денег из кармана в карман», — отметили в профильных ассоциациях.
В еще одном письме на имя президента, которое направили Фонда развития интернет-инициатив, «Опора России», Союз технологических компаний, ассоциация «МИТ-Мы ИТ» и «Руссофт», также отмечается, что 40% IT-компаний с годовым доходом не более 60 млн руб. «будут поставлены на грань выживания».
«Часть из них не сможет адаптироваться к проектируемой налоговой нагрузке и разорится, а другая часть будет вынуждена сократить персонал — одномоментно отрасль может потерять от 30 000 до 40 000 высококвалифицированных специалистов, которые, с большой вероятностью, будут востребованы в других странах», — предупредил бизнес.
В письме говорится, что средняя рентабельность российских IT-компаний по итогам 2024 года не превышает 10%. Согласно подсчетам бизнеса, чтобы компенсировать рост налогового бремени, придется провести сокращение сотрудников на 10% и снизить прибыль своих компаний еще на 10%. В результате бюджет может потерять порядка 46,5 млрд руб., что «почти вдвое выше ожидаемых Минфином дополнительных доходов» от повышения налогов. В связи с этим бизнес попросил Путина дать поручение правительству пересмотреть планы по изменению налоговой нагрузки.
В качестве альтернативы представители IT-отрасли предложили увеличить ставку налога на прибыль на 2,5–3 процентных пункта.
«По данным публичной отчетности, совокупная выручка аккредитованных Минцифры IT-компаний в 2024 году составила 9,5 трлн рублей, совокупная прибыль до уплаты налогов — 985 млрд рублей. Сейчас действует льготная ставка в размере 5%. Если ее повысить на 2,5-3 п.п., это позволит сохранить лидирующие позиции российских разработчиков и реализовать в полной мере потенциал российской IT-отрасли», — отметили представители бизнеса.
Правительство предупредило об угрозе финансового краха более 50 угольных компаний
Количество предприятий угольной отрасли, находящихся в красной зоне риска, увеличилось до 53 с 30 в апреле, сообщил в среду замминистра энергетики Дмитрий Исламов на Российской энергетической неделе.
«Действительно сейчас отрасли тяжело, но вместе с тем она очень напряженно работает. И к чему, какой итог мы видим вот на сегодняшний день? Первое, нам удается сохранять добычу», — цитирует Исламова Reuters.
Потеря экспортных рынков из-за санкций, падение цен на уголь, проблемы с расчетами и неготовность железных дорог к вывозу сырья в Китай спровоцировали сильнейший с 1990-х годов кризис в угольной отрасли, которая насчитывает 150 тысяч занятых и более 30 моногородов с населением больше 1 миллиона человек.
Несмотря на поддержку правительства, в этом году финансовое состояние угольщиков продолжает ухудшаться: по данным Росстата, сальдированные убытки отрасли за январь–июль оказались вдвое больше, чем за весь прошлый год, — 225 млрд рублей. При этом 65% предприятий стали убыточными.
По оценкам Минэнерго РФ, к концу года убытки угольных компаний могут превысить 300 млрд рублей, а кредиторская задолженность составит 1,5 триллиона рублей, сказал Исламов.
Власти РФ в конце мая утвердили антикризисную программу в угольной отрасли, в том числе предоставив отсрочку по налогам и страховым взносам, компенсацию скидок сибирским компаниям на экспортные перевозки угля в северо-западном и южном направлении, а также адресную поддержку отдельным фирмам.
По оценке Минэнерго, сумма отложенных налогов до 1 декабря составит 45 млрд рублей, что позволит пополнить оборотный капитал компаний.
«Меры поддержки и программы, которые реализует отрасль, и меры поддержки, которые приняты правительством, они помогают угольным компаниям, угольной отрасли проходить, выдерживать этот кризис», — сказал Исламов.
«Та красная зона, о которой я сказал… она у нас не растёт. После того как заработали общесистемные меры по отсрочке, она у нас перестала расти. А некоторые компании, которые приостановили добычу, они смогли дальше продолжить работу», — добавил он.
С рынка грузоперевозок может уйти каждая шестая компания из-за обвала выручки
В России продолжает разгораться кризис на рынке грузоперевозок из-за роста издержек перевозчиков, высоких лизинговых платежей и падения спроса на перевозки. Если в первом квартале-2025 рынок уже покинула каждая пятая компания, то к концу года из-за финансовых проблем могут закрыться еще до 15% перевозчиков, сказала «Ведомостям» управляющий партнер исследовательского агентства M.A.Research Людмила Симонова.
Согласно данным исследования M.A.Research и логистической компании ПЭК, за первые шесть месяцев 2025 года выручка отрасли упала на 5% в связи со снижением ставок на перевозку грузов. При этом объем перевозок в физическом выражении вырос на 3,5%. Аналитики считают, что по итогам года выручка увеличится, однако рост будет минимальным: +1% к 2024 году, до 2,63 трлн руб. (в прошлом году выручка сектора выросла на 13%, до 2,61 трлн руб.).
Ставки большегрузных перевозок падают с предыдущего года из-за прекращения роста спроса. К началу 2025 года, по данным биржи грузоперевозок ATI.SU, снижение составило в среднем 8% по 100 самым популярным направлениям. Падение ставок помимо макроэкономических факторов обусловлено снижением потребительского спроса, стагнацией в строительной отрасли и перетоком перевозок из рыночного в кэптивный сегмент — когда владелец товара перевозит его самостоятельно, считает финдиректор ПЭК Романа Ромашевского. Кэптивные перевозки заняли около трети объемов генеральных грузов (FTL).
По оценке гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, за 2025 год рынок большегрузных перевозок вырастет не более чем на 1–1,5% на фоне снижения потребительского спроса и промышленного производства.
С рынка в условиях дисбаланса спроса и предложения услуг автоперевозок уходят в основном небольшие перевозчики, которым не удается компенсировать рост затрат, отмечает завкафедрой безопасности РАНХиГС Санкт-Петербург Александр Дмитриев. Эта тенденция продолжится, пока не будет преодолен общий кризис в сфере автоперевозок.
В России началось обвальное падение производства стройматериалов
На российском рынке стройматериалов фиксируется резкое падение производства в связи с проблемами в строительной сфере, пишет «Ъ». Заметнее всего это сказывается на изготовлении строительного кирпича, которое, согласно подсчетам консалтинговой компании Neo, по итогам года может сократиться на 7,3% год к году, до 1,81 млрд условных штук. Согласно прогнозу аналитиков, к 2030 году производство этого материала может обвалиться на 43,2% к уровню 2025 года, до 1,02 млрд единиц. По оценке исполнительного директора СМПРО Евгения Высоцкого, выпуск керамического и силикатного кирпича в 2025-м также снизится на 7,3% в годовом выражении.
Падение производства коснется и других базовых видов стройматериалов. Выпуск железобетонных изделий по итогам текущего года сократится на 16,7%, а товарного бетона — на 3,7%, оценили в СМПРО. По расчетам Neo, производство бетона пока лишь замедлится: с роста в 3,9% по итогам 2024 года до увеличения на 3,6%, до 72,2 млн тонн, в 2025-м. Помимо кирпича и бетона падение выпуска затронуло также цемент, а также кровельные и керамические материалы, сказал президент ГК «Основа» Александр Ручьев. Ключевой фактор сокращения производства — это замедление строительной активности, считают в Neo.
Согласно данным единой информсистемы «Наш.дом.рф», в январе–августе ввод индивидуального жилья в РФ упал на 5% год к году (до 47,3 млн кв. м), многоквартирного — на 6% (до 20,3 млн кв. м). Вторая причина — рост цен: в текущем году кирпич в среднем подорожал на 11,2% год к году (до 11,9 тыс. руб. за 1 тыс. условных штук), подсчитали в Neo. С 2020 года стоимость подскочила на 95,1%. Застройщики из-за этого переходят на другие материалы: сэндвич-панели, каркасные конструкции и т. д., отметила партнер практики «Инжиниринг» Neo Яна Лебединская. По словам заместителя коммерческого директора Asterus Татьяны Хлебалиной, девелоперы синхронизируют закупки стройматериалов с текущими и прогнозируемыми объемами строительства.
В этих условиях с рынка могут уйти часть мелких и средних производителей стройматериалов, отмечает ведущий инженер-технолог завода «Поревит» Павел Кокарев. По мнению Высоцкого, это коснется наиболее слабых компаний, включая те, у которых образовалась высокая кредитная нагрузка.
В Neo отметили, что отрасль могут поддержать проекты по возведению оборонительных сооружений на границе с Украиной, а также восстановление занятых территорий.