Лукашенко рассказал о подробностях телефонного разговора с Меркель
Президент Беларуси Александр Лукашенко сегодня на совещании по обстановке на государственной границе рассказал о состоявшемся накануне телефонном разговоре с врио канцлера Германии Ангелой Меркель, передает агентство БЕЛТА.
«Первый вопрос — беженцы, эскалация на Государственной границе. Мы пришли к единому мнению, что эскалация никому не нужна — ни Европейскому союзу, ни Беларуси. И допустить эскалации, как бы кому-то этого ни хотелось, вплоть до горячего столкновения, мы не можем. Да мы никогда и не шли на эту эскалацию. Я только что сказал, что на границе с той стороны около 20 тыс. вооруженных людей. Мы не развернули ни одного взвода, ни одной роты — военных — там, на границе. Такого приказа Главнокомандующий Вооруженными Силами армии не отдавал. Но планы противодействия любой агрессии с их стороны мы имеем. Такую команду министру обороны и другим генералам, силовым структурам я отдавал», — рассказал президент Белоруссии.
«У нас, конечно, разные на это взгляды. Что в Европейском союзе, что в Беларуси, взгляды разные. Очень они озабочены притоком беженцев в Беларусь. <…> Но они абсолютно не знают, что не мы их сюда зовем, и не знают, что около 5 тыс. на сегодняшний день (два дня назад был 4681 человек) — это люди, которых мы за осень вернули обратно. То есть мы не собираем по всему миру беженцев и не привозим в Беларусь, как Польша проинформировала Европейский союз. Те, кто законно приезжает в Беларусь, мы их здесь принимаем. Так же, как и в любой другой стране. У кого хоть малейшее нарушение закона — в самолет и обратно. Вот таких около 5 тыс. на сегодняшний день. Я проинформировал канцлера Германии по этому вопросу», — заявил Александр Лукашенко.
На совещании прозвучала и более подробная информация. Так, из Ирака стремились попасть в Белоруссию 3042 человека, Ирана — 696, Сирии — 487, Афганистана — 19, Египта — 215, Ливии — 242. «Вот столько из этих стран людей были отправлены обратно, — отметил глава государства. — Ирак и Иран — это страны, откуда больше всего был приток незаконных беженцев».
«Третий вопрос, который мы обсуждали, и я настаивал на обсуждении этого вопроса: основная проблема на сегодняшний день — это лагерь беженцев. Более 2,1 тыс. на сегодняшний день, а может, уже и больше, которые сконцентрированы на погранпереходе «Брузги». Вы знаете, что они разбили там лагерь рядом в 800 метрах от этого перехода и постоянно находились в течение недели. Вчера они снялись с этого места, прошли 800 метров и заполнили пограничный переход «Брузги». Это самая большая проблема. Проблема, как я сказал Меркель, состоит в том, что если мы не спасем этих людей, мы будем биты: и Беларусь, а тем более ЕС, который не пропустил этих беженцев. Поэтому с этими людьми надо немедленно что-то решать», — рассказал Президент.«В связи с этим я внес предложение в целом по развязке ситуации. Не буду его сейчас конкретизировать. Мы договорились с Меркель, что мы не будем пока об этом говорить конкретно. Она попросила время, паузу для того, чтобы обсудить это предложение с членами ЕС», — сказал Александр Лукашенко.
Еще один обсуждавшийся с Ангелой Меркель вопрос касался доступности гуманитарной помощи для беженцев. Глава белорусского государства пояснил, почему возник этот вопрос: «Германию, Меркель и весь Европейский союз поляки ввели в заблуждение, что гуманитарную помощь беженцы не получают, и причиной тому Беларусь, что мы блокируем поставку гуманитарной помощи для этих беженцев. Польша вот якобы хотела, но ее не пускают. На что я заметил: «Какие проблемы могут быть у поляков, чтобы передать гуманитарную помощь? <…> Вы же все видели эту картинку. Пожалуйста, привозите к границе, отдавайте через эту колючую проволоку, как вы выстроили там. Если хотите убрать колючую проволоку, мы не против — убирайте и подъезжайте прямо к беженцам. Никаких здесь препятствий нет и быть не может. Поэтому это просто вранье, фейк, чтобы еще больше натравить Европейский союз и уже население, которое живет в ЕС, против Беларуси. Что вот, варвары, не пускают тех, кто везет гуманитарную помощь», — заявил Президент.
Александр Лукашенко отметил: в связи с последним вопросом была поднята проблема, что Беларусь якобы не пускает к беженцам представителей УВКБ ООН. «Но я даже по телевизору видел, показывали, что они приезжали туда, представитель приезжал, разговаривал с этими мигрантами. СМИ это донесли до людей. И я порекомендовал канцлеру: вы посмотрите иногда (ну не наше телевидение), в интернет загляните. Это же все мы продемонстрировали. То есть идет вранье и нагнетание антибелорусской истерии, прежде всего Польшей, Литвой, Латвией, и Украина, к сожалению, к этому подключилась (насколько я мог почувствовать это из разговора более чем 50-минутного с канцлером Германии)», — сказал белорусский лидер.
Александр Лукашенко и Ангела Меркель договорились постоянно быть в контакте до разрешения этой проблемы: «В ближайшее время мы переговорим еще раз по этому вопросу. И я уже сказал, что мне хотелось бы услышать ответ на мое предложение Меркель по развязке этого конфликта. Мы также договорились, что наш министр иностранных дел Макей и Боррель (глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель. — Прим. БЕЛТА) будут постоянно в контакте и обсуждать эти вопросы».
Президент рассказал, что сегодня также планирует переговорить с Президентом России Владимиром Путиным: «Если нам нужна сегодня какая-то помощь военно-технического характера, оборонного (это наша общая граница, Союзного государства), вы скажите. Я переговорю с Президентом России и попрошу, чтобы он подключился и, если нужно, оказал соответствующее содействие, не втягивая их (российскую сторону. — Прим. БЕЛТА) в этот кризис беженцев. Потому что вы видите, что всю ответственность эти мерзавцы коллективного Запада перекидывают на Россию, которая к этому не имеет пока никакого отношения».
Что касается лагеря беженцев, глава государства отметил, что организован подвоз туда дров, установлены палатки для кормления детей, женщин, в том числе беременных, организован и медпункт. «Это очень актуально. Я попрошу не сворачивать эту помощь, потому что вы видите, какая погода. Мы отмечаем, что все больше и больше болеют дети. И нам надо их спасти. Надо спасти, пока будет развязка этого конфликта. Я думаю, она в ближайшее время будет», — заявил белорусский лидер.
«К нам не может быть никаких претензий. Мы делаем все, чтобы защитить этих людей. Самое опасное — это попытка подбросить в этот лагерь (беженцев. — Прим. БЕЛТА) оружие. Вы понимаете, что заинтересованность в том, чтобы кто-то выстрелил в ту сторону, огромнейшая. Один выстрел — и горячее противостояние неизбежно. Поэтому мы отвлекаем колоссальные силы, чтобы это предотвратить», — подчеркнул на совещании Александр Лукашенко.
Что касается проникновения беженцев с белорусской территории на польскую, литовскую и латвийскую, Александр Лукашенко отметил, что у Беларуси есть информация от источников сопредельной стороны, как официальных, так и неофициальных: «Ежесуточно с территории Беларуси на территорию Польши, Литвы и Латвии, и мы это признаем и открыто говорим, по их источникам, проникает более 600 человек. 660-700 человек ежесуточно, кроме этого лагеря».
Он также обратил внимание на тот факт, что беженцев, попавших в Польшу, отлавливают до границы с Германией и выбрасывают на белорусско-польскую границу. «Что они делают, мерзавцы: они отлавливают этих людей, вплоть до границы с Германией, если кто-то не успел проехать Польшу. Кстати, с помощью поляков, украинцев и немцев (они прежде всего от границы везут этих людей в Германию). Если не успели — они их хватают, избивают и выкидывают на Государственную границу. И у нас таких людей 330 человек, кроме этого лагеря, где больше 2,1 тыс. человек. 330 человек находятся между двумя заграждениями: наше инженерное сооружение, которое осталось с советских времен, и тот забор, который они выстроили. Вот там они болтаются по линии Государственной границы — изможденные, перебитые, избитые, пока снова не прорвутся через колючую проволоку и не пройдут на территорию Польши».
Ранее «Международная жизнь» опубликовала статью, посвященную миграционному кризису в Европе. «Неформальные встречи глав силовых ведомств стран ЕС проводятся на континенте регулярно и уже привели к формированию своеобразной коалиции стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы, резко критикующих позицию ЕС по данному вопросу. Новый федеральный канцлер Австрии Себастьян Курц еще во время парламентской предвыборной кампании 2017 года зарекомендовал себя как сторонник жесткой линии в миграционном вопросе. Благодаря ужесточению политической риторики возглавляемой им Австрийской народной партии удалось оттянуть ряд голосов у крайне правой Партии свободы, занявшей второе место.
Австрийская народная партия сочетает католические ценности с последовательным проведением неолиберальных принципов в экономике. Однако миграционный кризис в Европе заставил ее проделать определенную эволюцию, которая и привела к власти нынешнее коалиционное правительство консерваторов. Напомним, что осенью 2015 года через территорию Австрии прошло почти полмиллиона беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Около 90 тыс. человек попросило здесь политическое убежище. В канун нового 2016 года в Зальцбурге произошли массовые нападения на женщин, аналогичные тем, что происходили на территории Германии. По данным полиции страны, число изнасилований и мелких краж возросло в несколько раз.
В этих условиях Австрийская народная партия вынуждена была выступить против квот на распределение беженцев, утверждение которых неоднократно лоббировали Брюссель и Берлин. В значительной мере благодаря усилиям С.Курца австрийским парламентом были приняты законы о запрете на зарубежное финансирование мечетей, государственных экзаменах для имамов и запрете на ношение паранджи в общественных местах. Все эти меры принесли молодому политику популярность у избирателей.
Солидарность с позицией Вены проявляют и другие политики Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. По данным Kurier, своих экспертов в Вену направили министры внутренних дел Германии и Италии — Хорст Зеехофер и Маттео Сальвини. Первый из них представляет баварский Христианский социальный союз, а второй – «Лигу Севера».
Совещанию в Вене предшествовала прошедшая 12 июля 2018 года в Инсбруке неофициальная встреча министров внутренних дел 28 стран Евросоюза, где обсуждалась разработка новых принципов миграционной политики, направленных на сдерживание потока беженцев с Востока. И вновь позиция Австрии по этому вопросу была одной из наиболее жестких. Глава МВД этой страны Герберт Кикль выступил за образование особой комиссии, которая будет отвечать за оформление заявок на получение убежища в лагерях беженцев, расположенных исключительно за пределами Европы.
Позиция ряда политиков Австрии, Германии и Италии нашла свою поддержку и в других странах Европы. Например, полное одобрение она получает со стороны политического руководства Хорватии. В частности, в своем выступлении 25 января 2018 года в столице Болгарии Софии на неформальной встрече министров юстиции и внутренних дел стран-членов ЕС, представитель официального Загреба Давор Божинович подчеркнул, что каждая страна имеет суверенное право защищать свои границы и решать, кого пускать, а кого не пускать на свою территорию.
Категорически отказываются принимать беженцев на своей территории и страны Вышеградской группы (Польша, Чехия, Словакия и Венгрия). В частности, министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто уже заявил, что Будапешт намерен выйти из Глобального договора ООН о безопасной, упорядоченной и регулярной миграции еще до его официального утверждения. Напомним, что этот документ был заключен в 2015 году, когда более миллиона беженцев прибыли в Европу, и проходит согласование с большим трудом.
Еще 20 июня 2018 года парламент Венгрии одобрил пакет законопроектов, получивший известность как «Стоп Сорос», согласно которому были введены ограничения в отношении деятельности неправительственных организаций и введена уголовная ответственность за помощь нелегальным мигрантам. Кроме того, было одобрено принятие конституционной поправки, которая делает незаконным переселение в страну «иностранного населения» на постоянной основе. В свою очередь, Европейская комиссия сделала заявление о необходимости проверить венгерское законодательство на соответствие нормам Европейского союза. Если нарушения будут установлены, то стране грозят санкции со стороны Брюсселя.
Тем временем, количество принудительных депортаций мигрантов из Австрии растет. По данным, озвученным министерством внутренних дел этой страны, с января по июнь 2018 года на историческую родину выслано 2106 человек (для сравнения: за аналогичный период прошлого года из страны депортировано 1523 человека). В то же время количество перемещенных лиц, рассчитывающих согласно Дублинскому регламенту ЕС на получение убежища, снизилось: с января по июнь этого года их число составило 1408, в то время как в прошлом году оно достигло 2085 человек.
При этом число желающих покинуть Австрию добровольно практически не изменилось: в 2018 году оно достигло 2582 — это на 4% больше показателя первого полугодия прошлого года.
Таким образом, противоречия по миграционному вопросу в ЕС никуда не исчезают, а наоборот ведут к формированию новой политической конфигурации в ряде стран Европы. Если в ближайшее время Брюссель не сможет найти на этот вызов ответ, который удовлетворит большинство граждан этих стран, он окажется на пороге нового масштабного кризиса, который может затронуть правовые основы этого объединения и даже поставить на повестку дня вопрос о привлечении к ответственности влиятельных лоббистских групп, поощряющих нелегальную миграцию в страны Европейского союза», — отмечается в материале.