Виртуальный саммит Байден-Си: лидеры предупреждают друг друга о будущем Тайваня
Во время самой серьезной дискуссии с тех пор, как Байден вступил в должность Председатель КНР заявил своему американскому коллеге, что поддержка независимости Тайваня — это «как игра с огнём»
Саммит начался вчера в 19.45 по вашингтонскому времени и продлился до 23.30. Байдена сопровождали госсекретарь Энтони Блинкен, советник по национальной безопасности Джейк Салливан, министр финансов Джанет Йеллен, дипломат и бизнесмен Курт Кэмпбелл, ранее занимавший должность помощника госсекретаря по делам Восточной Азии и Тихого океана, координатор по Индо-Тихоокеанскому региону Лаура Розенбергер и старший директор по Китаю Джон Цзин.
Си Цзиньпин появился на экране один, но, согласно официальному списку, другими китайскими участниками видеоконференции были генеральный секретарь КПК Дин Сюэсян, вице-премьер Лю Хэ, глава внешнеполитического ведомства партии Ян Цзечи, министр иностранных дел Ван И и его заместитель Се Фэн.
Встреча по видеоконференции между двумя лидерами, которая длилась более трех с половиной часов, представляла собой их наиболее содержательную дискуссию с тех пор, как Байден вступил в должность в январе этого года, и проходила в период особенно высокой напряженности. У американцев растут опасения в связи с конфронтацией по поводу судьбы Тайваня и свободы судоходства в Южно-Китайском море. Встреча также проходила на фоне западных визгов по поводу обращения Китая с уйгурским мусульманским населением и Гонконгом, а также на фоне увеличения числа кибератак, в которых США голословно обвиняют Китай. Также у двух держав существуют глубокие разногласия по поводу того, что каждая страна должна делать для смягчения последствий климатической чрезвычайной ситуации, а США ещё и всё больше нервничают по поводу быстрого развития китайских обычных и ядерных вооружений.
В своем вступительном слове Си произнес дружелюбно: «Хотя мы не можем видеть друг друга лицом к лицу, это тоже неплохо. Я очень счастлив видеть своего старого друга».
Согласно китайским государственным СМИ, Си сказал Байдену, что Земля достаточно велика для развития Китая и США, и что лидеры не должны играть в игры с нулевой суммой. «Человечество живет в глобальной деревне, и мы вместе сталкиваемся с множеством проблем, — сказал руководитель КНР. — Китаю и США необходимо активизировать общение и сотрудничество».
В ходе встречи на виртуальном саммите Си Цзиньпин недвусмысленно предупредил Джо Байдена, что Китай готов принять «решительные меры», если Тайвань предпримет какие-либо шаги к провозглашению независимости, которые пересекают красные линии Пекина.
Си, согласно сообщению китайских государственных СМИ о саммите, также предупредил президента США, что любая поддержка тайваньской независимости будет «похожа на игру с огнем», добавив, что «те, кто играет с огнем, будут сожжены».
Этот язык представлял собой стандартную китайскую риторику, придавшую дополнительную мускулинность той, которая была высказана лично в ходе самых обширных на сегодняшний день переговоров между двумя лидерами.
В ответ Байден заявил, что США по-прежнему привержены «политике одного Китая», которая признаёт только одно суверенное китайское государство — КНР, но что Вашингтон «решительно выступает против односторонних усилий по изменению статус-кво или подрыву мира и стабильности в Тайваньском проливе».
Эта фраза призвана предостеречь тайваньцев от объявления независимости, а Китай — чтобы не думал о вторжении на мятежный остров. Байден сказал Си, что обе страны несут ответственность за то, чтобы соперничество между их странами не «перешло в открытый конфликт».
Президент США выразил надежду, что двое лидеров проведут откровенное и откровенное обсуждение, «как и все предыдущие обсуждения», и установят «правила» своего будущего поведения.
«Нам нужно установить ограждение здравого смысла, чтобы быть ясными и честными в тех случаях, когда мы не согласны, и работать вместе там, где наши интересы пересекаются, особенно по жизненно важным глобальным вопросам, таким как изменение климата», — сказал Байден, сидя за столом в Белом доме со старшими помощниками, Си Цзиньпину, которого ему было видно на большом экране. За спинами обоих лидеров были установлены китайский и американский флаги.
«Думается, наша ответственность как лидеров Китая и Соединенных Штатов состоит в том, чтобы гарантировать, что конкуренция между нашими странами не приведёт к конфликту, будь то намеренный или непреднамеренный», — сказал Байден, заявив, что обе страны должны стремиться к «простому: прямой конкуренции».
Хотя оба лидера подтвердили свои давние политические позиции по Тайваню и другим вопросам, общий радушный тон обмена мнениями по видеоконференцсвязи, когда Си в какой-то момент назвал Байдена «моим старым другом», немедленно дал толчок финансовым рынкам в Азии. Китайские государственные СМИ охарактеризовали переговоры как «откровенные, конструктивные, содержательные и плодотворные».
«Два лидера действительно провели значительный обмен мнениями и проявили способность взаимодействовать друг с другом таким образом, которого у них не было во время телефонных звонков, и поэтому это весьма способствовало разговору другого типа, — сказал высокопоставленный чиновник США. — Я бы сказал, что беседа была уважительной, откровенной и открытой».
Однако этот чиновник с осторожностью относится к достижениям виртуального саммита. «Мы не ожидали прорыва. Сообщать в общем-то не о чем, — сказал он. — На самом деле речь шла о разработке способов ответственного управления конкуренцией, гарантируя, что по мере нашего продвижения вперед Соединенные Штаты и Китай будут иметь стабильное состояние отношений, при котором мы предпринимаем серию конкурентных действий, но при этом можем поддерживать открытые линии связи. Мы работаем с нашими союзниками и партнерами и противостоим Китаю там, где нам нужно, но в то же время мы можем работать вместе там, где наши интересы пересекаются».
Одной из целей Байдена на этом саммите было наладить регулярный диалог между официальными лицами США и Китая по ряду вопросов. Однако неясно, как далеко зашли два лидера для достижения этой цели. Официальный представитель США заявил, что вопрос об установлении каких-либо «границ» поведения обеих стран в отношении Тайваня даже не обсуждался.