10 лет назад начались испытания МиГ-35. Ныне он снова в центре внимания. Спасёт ли Пхеньян один из самых продвинутых наших истребителей?
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>10 лет назад начались испытания МиГ-35. Ныне он снова в центре внимания. Спасёт ли Пхеньян один из самых продвинутых наших истребителей?2 дня назад2 дня назад4213 минФото Фото РСК МиГФото Фото РСК МиГ
В последние майские дни 2015 года в жизни корпорации МиГ случилось важное событие. Впервые после долгого перерыва миговцы представили "в железе" новый собственный истребитель. И хотя он во многом базировался на конструктивных решениях МиГ-29, но даже внешне имелась очевидная существенная разница с предшественником. Что касается функционала, то это был совершенно другой самолёт, сохранивший все достоинства "двадцать девятого", и получивший ряд невиданных до той поры возможностей. Когда я говорил про "продвинутость" этой машины, то на середину десятых годов это была чистейшая правда.
Судите сами. Первый отечественный истребитель с РЛС с АФАР "Жук-А". Первый отечественный планер с использованием самого большого количества композитных материалов из всех отечественных машин той поры, включая Су-35. Открытая архитектура бортового радиоэлектронного оборудования. Возможность брать всю номенклатуру отечественного авиационного оружия, включая перспективное и даже натовское. Кроме этого, он расстался с главной проблемой МиГ-29 — небольшим радиусом действия, и сравнялся по этому показателю с "сушками". Сюда же добавлялась отличная скорость (до 2,25 Мах), неприхотливость, дешевизна обслуживания и превосходная маневренность, доставшаяся ему от предка. Это реально был потенциальный хит военного авиационного рынка, с набором характеристик, опережавших абсолютно все машины "4+" на середину десятых годов. Но неожиданно, как говорится, не взлетел.
Помимо прочих достоинств, час обслуживания МиГ-35 — самый экономичный среди всех истребителей поколения 4+ и ему не требуются специальные аэродромы для полевого базирования. Плюс по нынешним временам очень весомый. Фото РСК МиГ.Помимо прочих достоинств, час обслуживания МиГ-35 — самый экономичный среди всех истребителей поколения 4+ и ему не требуются специальные аэродромы для полевого базирования. Плюс по нынешним временам очень весомый. Фото РСК МиГ.
Факторов для этого было несколько. Плохо повлиял на репутацию самолёта проигрыш в индийском тендере, где он ошибочно участвовал на стадии строительства прототипа. Его основное развитие, уже в готовом виде, пришлось на всплеск антироссийских санкций. Сказалось и отсутствие интереса в родной военной авиации, четко определившей основной выбор в виде машин "Сухого". В итоге, было приобретено шесть машин для ВКС, а дальнейшая судьба самолёта зависла, что называется, между небом и землёй, с очень нехорошим прогнозом. И хотя известны случаи, когда после череды неудач самолёт получал свою минуту славы. Взять хотя бы тот же "Рафаль", до своего первого коммерческого успеха в 2013 году проигравший 14 (!) национальных тендеров. Однако, учитывая все изложенные факторы, программа медленно, но верно шла к закрытию и забвению. Но уже весной этого года для МиГ-35 внезапно забрезжил лучик надежды.
"Слоновья прогулка" МиГ-29 ВВС Корейской народной Армии. Фото ЦТАК"Слоновья прогулка" МиГ-29 ВВС Корейской народной Армии. Фото ЦТАК
В апреле прошли первые слухи о том, что в программу после паузы вновь начали идти деньги. Кроме того, возобновились полёты тех МиГов, которые уже были приобретены ВКС, и даже случился момент боевого применения с первым трофеем в виде нескольких дронов. А теперь есть сигналы очень чёткого интереса к машине наших северокорейских друзей. И он — весьма обоснованный. "Двадцать девятые" — один из главных истребителей ВВС КНА и превосходно ими освоенный. Из-за проблем с доставками запчастей в недавнем прошлом, северяне освоили выпуск большинства деталей и узлов у себя, серьезно прокачав свое авиапроизводство и получив хорошие компетенции. И если даже сборка самолёта будет организована в той же КНДР, поверьте, в этом не будет ничего удивительного и понижающего его достоинства. При этом, МиГ-35 по-прежнему один из самых продвинутых самолётов четвертого поколения, вплотную приблизившийся к пятому. А у КНДР нужда в истребителях составляет более сотни единиц. Интерес к этой программе проявил так же и Иран. Так что, у самолёта вновь появился шанс, который непременно надо использовать.
Уважаемые читатели "Зеленого края". Только с вашей поддержкой канал
может выжить в условиях, когда Дзен максимально сократил показы наших
материалов. Мы очень не хотим переходить на подписную модель и очень
рассчитываем на вашу посильную помощь. Оказать её можно прямо по этой
ссылке, или по карте в комментариях. Приглашаем на наш ТГ-канал, где нет никаких тематических ограничений и постоянно обновляемая лента. Спасибо, что вы у нас есть.