Эрдогану подарили карту политических аппетитов Турции

Эрдогану подарили карту политических аппетитов Турции

На какие российские территории претендует будущий глава «Большого Турана», насколько серьёзно следует воспринимать эти амбиции и что стоит за сближением тюркских народов, рассказал Евгений Сатановский в программе Владимира Соловьева «Полный контакт».

Соловьёв: Ты знаешь, у меня такое ощущение, что кроме очевидных проблем есть две, на которые мы не обращаем внимание. Мы официально заявляем о нашей озабоченности о возможности военного освоения инфраструктурой НАТО Украины, но не видим, как на наших глазах страна НАТО Турция военным образом осваивает Азербайджан, например. Мы делаем вид, что это нормально. Я уж не говорю о том, что было подарено Реджепу Тайипу Эрдогану, вот эта карта, куда включены территории Российской Федерации, в частности. У меня ощущение, что Эрдоган планирует уйти с поста турецкого руководителя на пост руководителя «Большого Турана».

Сатановский: Я тебе прислал ещё одну карту.

Соловьёв: Я вижу.

Сатановский: Она очень интересная. Это карта «Серых волков». Она значительно более любопытна, чем карта, которую презентовал Эрдогану лидер националистов. Отметь, пожалуйста, что тюркским регионом здесь стал и полуостров Ямал, и это более-менее понятно, почему. Это для того, чтобы просто понимать. Реальные аппетиты сегодня пока такие. Можно говорить: «Да, но это же ультранационалисты, это же полуфашистская организация, это неофициально». Аппетиты официальной Турции скромнее. Там есть карта, которую дарил Эрдогану лидер оппозиционной партии. И они радостно вдвоём стоят около этой карты, тут все хорошо.

Сатановский: Тут всего лишь от Поволжья до Якутии включительно, никаких проблем с Камчаткой или с Китаем. Она же скромнее, правда? Она же не такая амбициозная. Ну может быть, Камчатка останется с Сахалином, на Ямал, по крайней мере, по этой карте никто не претендует. А на всё остальное… ну как вам сказать. Более того, именно такого рода карта у ни в учебниках, это к вопросу о том, что всё это неофициально, это всё экстремисты, это всё радикалы. Причём там всё хорошо, там тюркский мир аж до Германии, включая немецкие общины на территории Германии, пункт 42, как сейчас помню. Так что всё нормально.

К вопросу об Азербайджане, а почему только речь идёт о военном освоении Азербайджана? Нашли-таки коллеги и друзья мои, занимающиеся у нас Турцией, где идет речь о закладке армии будущего «Великого Турана» – в отделе природоохрана. Там, правда, говорится не о вооруженных силах, а о единых МЧС. Единые МЧС, задача которых исключительно в первую очередь только реагировать на природные катастрофы, на что-то, что случается. Единые МСЧ, с учётом того, что МЧС структура полувоенная, в случае необходимости трансформируются в единую военную структуру. Элементарно, Ватсон!

Мы на сегодняшний момент наблюдаем приближение начала конца Каспийской конвенции. Эрдогану нужен Каспий, Эрдогану нужны базы на Каспии. Каспийская конвенция будет похоронена. На эту тему можно предполагать всё, что угодно. Её не останется. И можно говорить потому это, что Иран, и правильно говорить, не ратифицировал вовремя парламент соответствующее соглашение, но, понимаешь, безопасность, оборона, существование государств – это не то, что основывается на конституциях, на договорах, на письменных соглашениях. Это всё из другой, абсолютно из другой области. У Советского Союза Конституция была ой какая хорошая, и что, помогло это нам? «Ну что, сынко, помогли тебе твои ляхи?» – говорил великий русский писатель Гоголь, если ещё можно вспоминать о нём как о великом русском писателе, а то Украина же дико обидится.

Соловьёв: Я сейчас вообще не знаю, что и как понимать. Я, например, читаю и удивляюсь, вот «Армянская вендетта» пишет, перескажу суть. Интересно, какой месседж посылает армянская сторона российской, назначая министром обороны человека с подобными взглядами? Либо Папикян очередной перевёртыш, переобувшийся на ходу в российские сапоги, которые сам же проклинал. Первый твит, то, что я показывал, 2013 год Сурен Папикян: «Я против Таможенного союза, против русофилии, против рабства. Да здравствует свободная независимая республика Армения!» 2015 год, тот же человек: «Военный союзник, будь проклята та причина, по которой твоя проклятая нога ступила на нашу землю». Теперь этот человек министр обороны Армении?

Сатановский: Ну, хорошо, а почему нет? Тебя что-то удивляет?

Соловьёв: Меня многое удивляет. Ты знаешь, как я люблю армян и как я переживаю за Армению, за её судьбу, но я просто что-то начинаю не понимать. Год, как прошла трагическая для Армении война. Мы видим изменения в армянском командовании такие. Армия Армении готова? За этот год что они успели сделать? Они сохранили себе верховного главнокомандующего. Этот верховный главнокомандующий учёл ошибки? Мы видим подъём Турции, я про то, что мы с тобой видим. И проклятья в сторону России.

Сатановский: Недавняя демонстрация у посольства России в Ереване, провокации на границе, и неважно, взаимные они или нет, обещано в социальных сетях Армении стрелять по нашим миротворцам в Карабахе, и по ним, кстати говоря, стреляли уже в советские времена, это помнится, и в постсоветские, и определенные теракты проводились против людей, которые служили в Карабахе на рубеже развала Советского Союза, в том числе в Ростове было такое, и проводили их не азербайджанцы. А дальше можно вспоминать хоть взрывы в московском метро 70-х годов, надо просто понимать, мы можем любить армян или любить азербайджанцев, у меня в конце концов мой первый зам добрых полтора десятка лет был замечательным бакинским азербайджанцем, и с друзьями армянами всё нормально, прекрасный парень, я до сих пор очень высоко его оцениваю.

Соловьёв: Подожди. Армения – страна ОДКБ, Армения – наш союзник. Азербайджан не в ОДКБ, и союзником Азербайджана выступает страна НАТО Турция. Здесь интересы России очевидны. Но мне важно другое, если вы страна ОДКБ, может, вы изволите хотя бы в официальном порядке задействовать протокол для того, чтобы мы могли действовать.

Сатановский: Нет, Армения не очень выступает в качестве нашего союзника, мы выступаем в качестве страны-союзника Армении. И без России бы Армения свою государственность отправила бы вслед за Советским Союзом на склады исторических реликтов. Если это кто-то в Ереване ещё не понимает, не хотелось бы, чтобы реальность ему это продемонстрировала. Но кто сказал, что страны ОДКБ наши союзники? Вот твоя фраза меня как-то не очень вдохновляет теперь.

12-го числа был Стамбульский саммит. Все страны, которые там присутствовали, среди которых были страны ОДКБ: Киргизия, Казахстан, Туркменистан с его нейтралитетом выразили полную поддержку в великой победе в отечественной войне, в прошлогодней отечественной войне Азербайджану над Арменией, страною ОДКБ. Тебе не кажется, что это как-то очень сильно не очень хорошо обрисовывает портрет организации ОДКБ?

Соловьёв: Согласен полностью.

Сатановский: Вот портрет «Великого Турана» это обрисовывает. Идеи, которые сейчас закладывает Эрдоган, а он совершенно чётко закладывает идеи переформатирования всего тюркского мира, и этот тюркский мир, как мы только что показали, не заканчивается на границах Российской Федерации, он заканчивается на Северном Ледовитом океане, и дальше просто у кого какие аппетиты. Ну у «Серых волков» аппетиты шире, чем у Эрдогана или у националистов, сидящих в турецком парламенте. А объясни мне, пожалуйста, сильно эти карты отличаются от карт Исламского государства, запрещенной в России террористической организации? А чем они так сильно отличаются, тем, что там Индонезии нет с Малайзией? Ну да, их пока нет. А чем эти карты отличаются от ультрарадикальных террористических карт, которые распространяют салафитские боевики, говоря о своем будущем в рамках панисламизма. Ну, видимо, ничем. На карте «Серых волков» даже Китай весь включён, потому что Китай был частью империи моголов.

Соловьёв: Я уж не говорю про Ближний Восток, Средний Восток и часть Европы.

Сатановский: Я удивляюсь, что у турок Индии на этих картах нет, Испании, не вся Северная Африка. По сравнению с ИГ или Аль-Каидой они как-то очень сильно скромничают. Но с другой стороны, те, по крайней мере, на Камчатку, Чукотку или Якутию не сильно претендовали, поскольку Якутия не исламский регион. Эрдоган претендует, можно быть на эту тему совершенно спокойным. Более того, мы уже говорили в эфире твоего канала, что Шушенское соглашение превращает официально азербайджанскую диаспору, живущую в России, да и не только в России, в проводника турецких интересов. По этому соглашению она, эта диаспора, обязана развивать, проводить и защищать интересы братской Турции, а Турция будет защищать интересы Азербайджана. Но по Стамбульскому саммиту ровно то же самое положение заложено в отношении всех стран-участниц. А не хочешь узбекскую, киргизскую диаспору в России как проводника интересов Турции? Или казахов? А ведь это реально подписано. То же самое касается прессы. Формировать единое медийное пространство с единым видением всего того, что существует за пределами него. В Советском Союзе это было, правда? Правда. Единое было медийное пространство, шаг влево, шаг вправо считается большим отступлением от правил поведения, наказывается экскурсией в далекую исключительно экологически замечательную Сибирь.

Ещё одна забавная вещь, в «Видении 2040» сформирована большая достаточно и очень интересная программа по сближению тюркских государств путём реформирования их алфавита с переходом на латиницу, и там и языком займутся. Господи, как это здорово! По-турецки эти ребята будут писать, по-турецки. Нормальная ситуация, когда у тебя есть разные разговорные диалекты единого языка, но одна грамматика и пунктуация. У китайцев так, у нас с кириллицей так было, когда у нас была единая страна. Так что крышка гроба хлопает над нашим общим прошлым очень уж громко. и гвозди в него забивают очень уж показательно. И колокол по нам молчит.

Соловьёв: К туркам претензий нет. Они с позиции своих национальных интересов действуют очень чётко, последовательно, агрессивно, не жалея денег. Мы хоть что-то делаем в ответ?

Сатановский: А мы можем что-то делать? Наши менеджеры на это способны? Все люди, которые сидят у нас и отвечают за будущее, за будущее нашей страны.

Соловьёв: Я даже не знаю структуру в нашей стране, которая занималась бы этим вопросом. У нас нет даже таких министерств.

Сатановский: А у нас есть стратегия национальная?

Соловьёв: Если она есть, она мне не известна.

Сатановский: Если она тебе не известна, боюсь, она настолько засекречена, что её не знает никто. Можно. конечно, сколько угодно говорить красивые слова на тему того, что свобода лучше, чем несвобода, а демократия лучше, чем не демократия, а мы ничего не можем сделать, не можем, не хотим, некогда, деньги зарабатываем. В таких ситуациях Елизавета Петровна, дщерь Христова, говаривала по поводу какого бы то ни было лобби у себя замечательную фразу: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли». Хорошая была такая фраза. Но она была всё-таки дочерью Петра I. И хотя можно к ней применить какие угодно слова по поводу растраты государственных средств, уж я представляю, как во времена Елизаветы или Екатерины Навальный бы у них оторвался, метался бы по всей стране на тему строительства дворцов и излишних расходов на наряды и балы. Но реальность-то была государственная другой. Эта государственная реальность была в понимании того, что либо империя отбивает попытки откусить у нее какой-нибудь кусок, совершенно неважно, Швеция это, Польша это…

Соловьёв: Либо империя растёт, либо империя умирает. Если ты не хочешь расширяться, то начнут расширяться за твой счёт. Чтобы стоять на месте, надо плыть.

Сатановский: Дорогой мой, перед Стамбульским саммитом социальные сети, у Эрдогана очень грамотно всё построено, были полны материалов о непризнанной государственности Якутии. Оцени формулировку. Не случайно ведь госсовет Татарстана высказал «фе» по случаю вопроса о том, президент там или нет, и не случайно до сих пор это показывают в нашей стране.

Соловьёв: Я с интересом посмотрел видеоматериал одного из изданий, прям начало 90-х вспомнил.

Сатановский: Правильно вспомнил. Мы приближаемся к этому периоду. Период этот называется «а после Путина мы возьмём суверенитета, сколько сможем». А с другой стороны границы тебе говорят: «А мы вам, ребята, поможем. Сюда, к нам». «Иди к нам, Буратино», – радостно говорили ему, помнишь? Вот примерно так. Ну а то, что основным автором этого проекта стал Нурсултан Абишевич Назарбаев, меня сильно не радует. Нурсултан Абишевич любит крупные интеграционные проекты. Ему я верю даже больше, чем Эрдогану. Как-то так.

Соловьёв: Нурсултан Абишевич очень большой политик и очень мудрый человек, его нельзя терять, нельзя ни в коем случае.

Сатановский: Только ЕврАзЭС у нас сейчас летит под откос точно так же, как ОДКБ, и точно так же, как улетело СНГ. Ну и чего хорошего в перспективе после этого?

Соловьёв: Ничего.

Сатановский: А дальше можно составлять проскрипционные списки лоббистов и с интересом смотреть, будет две ещё атомные станции за несколько десятков миллиардов долларов наших денег строить в Турции «Росатом», то есть мы окончательно сбрендили или ещё остались какие-то остатки ума, вот и всё.

Полный эфир: