Россия становится всё более зависимой от Китая, а с Индией, скорее всего, рассорится

Россия становится всё более зависимой от Китая, а с Индией, скорее всего, рассорится

Ситуация с сертификацией «Северного потока -2», европейский курс на декарбонизацию толкают Россию разворачивать свои газовые потоки в Китай, попадая тем самым во всё большую от него зависимость, и окончательно отдаляя от себя другие азиатские страны, в первую очередь Индию.

Не получится ли так, что погасив очаг «заболевания» у одного клиента, то есть «Газпрома», не будет спровоцировано его появление у другого, «Рособоронэкспорта», ведь Поднебесная со многими свои соседями имеет, мягко говоря, натянутые отношения из-за территориальных споров.

С Европой, в принципе, всё ясно.

Только затяжная и холодная зима может заставить Брюссель в экстренном порядке дать разрешение на запуск нового российского газопровода. Правда не факт, что и это обстоятельство заставит твердолобое руководство ЕС изменить свою позицию.

В противном случае раньше будущей весны, в лучшем случае, газ по «Северному потоку -2» не пойдёт. При этом Брюссель получит весомый козырь в противостоянии с «Газпромом» — пережили зловещие предсказания и прогнозы, выстояли под российским давлением, значит, стратегическая линия на декарбонизацию верная.

К этому времени Польша выйдет на финишную прямую со строительством газопровода Baltic Pipe, который должен соединить норвежские газовые месторождения в Северном море через Швецию и Данию с Польшей.

Представители польского оператора Gaz-System через СМИ уже сообщили об окончании строительства морского участка объекта. Длина труб, проложенных по морскому дну, составляют около 275 км, планируемая мощность газопровода — 10 млрд. м³ газа в год.

Запустить проект Варшава намеревается 1 октября 2022 года, как раз перед началом нового отопительного сезона в Европе.

Есть определённые сомнения в том, что Норвегия сможет в полном объёме заполнять своим газом польский трубопровод. Но США всё настойчивее обещают увеличить поставки своего СПГ в Европу, что прибавит уверенности позиции Брюсселя, отношения которого с Москвой с каждым днём только ухудшаются.

В США после перерыва на коронакризис должно начаться строительство сразу нескольких СПГ-проектов, в основном в Техасе и Луизиане, которые могут быть реализованы, при благоприятном стечении обстоятельств, уже в 2022 году.

Россия окончательно разворачивается на Восток

Москва предчувствует такой сценарий событий в Европе, в начале будущего года будет стараться подписать соглашение с Пекином по проекту «Сила Сибири-2».

Новый трубопровод пройдёт в Китай через Монголию, и должен будет поставлять газ из тех же месторождений Западной Сибири, откуда он транспортируется европейским потребителям по уже существующим газопроводам.

Таким образом, «Газпром» сможет добиться реальной диверсификации своих газовых потоков, ведь действующий сейчас проект «Сила Сибири» заполняется газом с месторождений Восточной Сибири.

То есть через два газопровода в Китай Россия сможет суммарно ежегодно поставлять 88 млрд. м³. «голубого топлива» (по «Силе Сибири» 38 млрд. м³. и 50 млрд. м³ по «Силе Сибири -2»). Правда, когда это может произойти, сейчас никто не скажет. Проект «Сила Сибири» с Китаем согласовывали 5 лет и столько же лет строили.

Сколько времени уйдёт на реализацию этого проекта и во что он обойдётся с точки зрения финансов — вопрос ещё более неясный. Кроме того, Китай пока никак официально не подтвердил свою заинтересованность в новом проекте. Строить трубопровод ради газификации безлюдных монгольских степей никто не станет.

Китай сейчас в первую очередь смотрит на увеличение потребления СПГ, что отразилось в заключении многолетних и многомиллиардных по объёмам поставок контрактов с Катаром и США. И наоборот, Пекин снизил в последние годы закупки трубопроводного газа у Узбекистана и не проявил особой заинтересованности в строительстве второй линии из Туркменистана.

Что получим, а что потеряем

Но даже если и предположить, что Пекин проявит заинтересованность в новом газовом проекте, каких он потребует взамен политических уступок от Москвы, прекрасно понимая, что теряя европейский рынок, России будет сложно ему отказать?

Учитывая нарастающее противостояние Поднебесной со своими соседями, не потребует ли он за лояльность к новому российскому газовому проекту, чтобы Россия перестала поставлять своё вооружение, например, Вьетнаму и Индии?

Не смотря на давление США, Индия закупила российские ЗРС С-400, первые поставки по контракту начнутся в конце этого года. Россию и Индию скрепляет многолетнее сотрудничество в области продажи и совместной разработки вооружений, но не менее плотное сотрудничество в оборонной сфере у Нью-Дели в последние годы и с Парижем.

В 2019 году портфель заказов с Индией в военно-технической сфере вырос до $14 млрд., что составляет почти 30% среднего показателя российского оружейного портфеля заказов в последние годы (примерно $45–50 млрд. в год). Париж и Вашингтон спят и видят, чтобы Индия перестала сотрудничать в оружейной сфере с Россией.

Вот и возникает резонный вопрос — выгодно ли будет для России приобрести новый газовый контракт с Китаем, попадая во всё большую от него зависимость, и при этом потерять оружейные контракты, в первую очередь, с Индией, которой совсем не по душе укрепление российско-китайских отношений.

А учитывая официальные заявления Пекина о декарбонизации своей экономики к 2060 году, а также «капризное» отношение китайской стороны к российскому экспорту и непредсказуемость её поведения, стоит ли вообще затевать такой дорогостоящий проект?

За его реализацию России придётся идти на серьёзные политические уступки Китаю, потеряв окончательно, как партнёра, не только Индию, но и другие государства Азии. с кем у Пекина территориальные споры.