Уход из Афгана. Пентагон подвел итоги операции
Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»
В США вышел отчет для Конгресса США от лица Главного генерального инспектора Пентагона Сина О’Доннелла (Sean W. O’Donnell) о заключительном этапе американской операции «Страж свободы» в Афганистане. В тексте указано, что этот – 26-й отчет «охватывает период с 1 июля по 30 сентября 2021 года, который включает вывод США из Афганистана и крах афганского правительства и вооруженных сил».
Доклад называется «Operation Freedom’s Sentinel. Lead Inspector General Report To The United States Congress. July 1, 2021–September 30, 2021».
Правда, вопросы у сенаторов должны быть не только к ним.
В докладе сказано: «Афганские силы в значительной степени полагались на поддержку подрядчиков из США, но ни администрация Трампа, которая установила политику полного вывода войск, ни администрация Байдена, которая ее реализовала, не объяснили, как афганские силы могут эффективно поддерживаться без тех подрядчиков, которые должны были уйти вместе с военными». Здесь речь идет о техпомощи в ремонте и поддержании в рабочем состоянии американской военной техники, подвергаемой износу в полевых условиях. Например, в этом отчете говорилось, что 84% обслуживания наземных транспортных средств Афганской национальной армии и 85% наземных транспортных средств Афганской национальной полиции выполнялось подрядчиками. Без них вся техника воевать не могла.
Уже известно, и это не раз обсуждали, что после американской эвакуации, в Афганистане осталось много их военной техники. По некоторым подсчетам, чуть ли не на 85 миллиардов долларов. Но доклад аккуратно обходит эту тему и цифру, указав, что «пользователи оборудования, предоставленного США, несут ответственность за определение того, какие предметы являются конфиденциальными или секретными. Пользователи изначально несли ответственность за демилитаризацию элементов в своем рабочем пространстве».
То есть янки переложили всю ответственность за брошенные ими арсеналы и уничтожение особо важных экземпляров вооружений на афганскую сторону. А «пользователями» этого оружия стали не войска правительства Гани, а отряды талибов. И как в Конгрессе оценят эту ситуацию, пока не ясно – доклад был представлен только недавно, чтобы стали понятны итоги его обсуждения на Капитолийском холме.
Видимо, отдельной темой для законодателей станет история с эвакуацией войной базы Баграм, откуда Джи-Ай съехали в рекордный срок. В докладе про этот стремительный рывок «прочь из Афгана» сказано так: «2 июля силы США и НАТО покинули авиабазу Баграм, расположенную примерно в 30 милях к северу от Кабула. Официальные лица сообщили журналистам, что американские войска покинули аэродром Баграм, отключив электричество, и ухшли ночью без уведомления нового афганского командира базы, который обнаружил отъезд американцев только через 2 часа после их отъезда».
Официальный представитель Пентагона Джон Кирби заявил потом, что «по соображениям оперативной безопасности, США точный час их запланированного отъезда для афганских сил не разглашали».
«Афганский чиновник сообщил журналистам, что из-за отсутствия координации с США при их выезде из Баграма база была захвачена мародерами, которые штурмовали незащищенные ворота. Некоторые грабители были задержаны, в то время как другие сбежали. В конце концов, афганская армия вернула себе контроль над базой».
«Оправдывая уход с базы, глава Пентагона Остин засвидетельствовал Конгрессу 29 сентября, что сохранение Баграма «потребовало бы, чтобы под угрозой оставались 5 000 американских военнослужащих – только для того, чтобы защищать её. И это бы мало способствовало выполнению порученной нам миссии, а именно – защите посольства США, которое находилось примерно в 30 милях отсюда».
Это надо ещё раз воспроизвести на языке оригинала, чтобы лучше оценить слова шефа Военного Ведомства США, которое самое сильное и крутое в мире: «Secretary Austin testified to Congress on September 29 that retaining Bagram would have “requiredputtingasmanyas 5,000 UStroopsinharm’swayjusttooperateanddefendit. And it would have contributed little to the mission that we have been assigned, and that was to protect and defend the embassy, which was some 30 miles away”».
Значит, оборонять базу – это повергать опасности 5 тысяч бойцов Джи-Ай! А они, оказывается, были сосредоточены в Баграме только ради того, чтобы защищать посольство США в Кабуле, в 30 милях отсюда? И мы такому объяснению поверим? Тем более известно, что из Баграма отправились Джи-Ай прямиком на аэродром, а оттуда «прочь из Афгана». Посольство эти 5 тысяч штыков защищать не поехали. Это – к вопросу о боевом духе US Army. Они только на словах могут демонстрировать свое превосходство, а как бой приближается, то 5 тысяч вооруженных офицеров и солдат оказываются «putting… in harm’s way».
Ну как всё это комментировать иначе?
Замечу, что в докладе есть такое признание, что, мол, янки советовали афганскому правительству «отрицать все поражения, чтобы создать картину успешного противостояния талибам». Видимо, они научили своих местных клиентов идти проверенным путем американского Пи-Ар и паблисити (сиречь – рекламы): главное не сделать, а главное – красиво рассказать на экране ТВ. Война эти принципы растерла в порошок. Талибы американское ТВ не смотрели – «мужики-то не знали», насколько сильна US Army, насколько круты Джи-Ай, и насколько они быстро сматываются, если начинает «припекать». Известно же, что лозунг янки – «Save our asses».
Удивительно, что вся эта информация дошла до широкого читателя – кто-то же не поленился выставить Доклад «Operation Freedom’s Sentinel. Lead Inspector General Report To The United States Congress» в Сеть в надежде на то, что такие документы мало читают.