«Россия — это Север, а не Восток и не Запад»: академик Головнёв переосмыслил национальную идентичность через призму арктической свободы

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>«Россия — это Север, а не Восток и не Запад»: академик Головнёв переосмыслил национальную идентичность через призму арктической свободыСегодняСегодня26210 минОглавление

Показать ещё«Россия — это Север, а не Восток и не Запад»: академик Головнёв переосмыслил национальную идентичность через призму арктической свободы

В зале, пропитанном сибирским теплом и молодёжным шумом, академик РАН Андрей Владимирович Головнёв, директор знаменитой Кунсткамеры и этнограф с полувековым стажем кочевок по тундре, поднялся к микрофону не для того, чтобы повторить привычные тезисы о «развилке между Востоком и Западом». Он пришёл — чтобы вбить в наше сознание новую сваю. Не метафору. Не гипотезу. А географическую, историческую и антропологическую данность: Россия — это не на перепутье.

Россия — Север. И всё, что мы думали о себе, возможно, стоит перечитать с этой самой точки — с Полярной звезды, откуда, по чукотскому поверью, ушедшие в иной мир наблюдают за живыми.

География, которую мы не замечаем

Головнёв начинает с самого простого — с глобуса. Возьмите его в руки, говорит он, поверните — и вы неизбежно увидите: Россия окружает Северный полюс шире и плотнее любой другой страны на планете. Она не просто «выходит к Ледовитому океану» — она обнимает его. А если искать сердце этой страны, то им окажется не Москва, не Петербург, даже не Екатеринбург, а точка у устья Енисея, вблизи Полярного круга. Именно там, в пространстве вечной мерзлоты и полярного дня, лежит географический центр России, вычисленный ещё в советские времена и подтверждённый в Российской Федерации.

И всё же эта очевидность остаётся незамеченной. Почему? Потому что наша карта нарисована не для Сибири, а для Петербурга.

Головнёв с улыбкой вспоминает: «Дмитрий Иванович Менделеев, сидя в Петербурге вместе с сыном Иваном неподалёку от Кунсткамеры — у нас там Менделеевская линия, всё рядом — задался вопросом: как бы так нарисовать Россию, чтобы Петербург был в центре? Ну, столица должна быть где-то вот… в центре».

Представьте: величайший учёный, которому приснилась периодическая таблица — событие, которое он сам называл «взрывом сна или яви», — вместе с сыном «на пару» придумал такую проекцию карты, где Камчатка задрана вверх, а Сибирь сжата, лишь бы Петербург оказался в «удобном» месте для чтения слева направо, как в европейской традиции.

Но даже Менделеев, родом из Сибири, не отрицал северной сущности России. Он писал:

«У России так много берегов Ледовитого океана, что нашу страну справедливо считать лежащей на берегу этого океана».

И Головнёв добавляет: «Спокойная, естественная фраза. Хоть во сне, хоть наяву». А затем — ключевое:

«Северность — это вообще очень удобная позиция. Просто удобная. Вот такое есть удобное слово — удобное. Почему? Потому что это некое основание».

В этом — главный парадокс. Мы веками мечемся между «Европой или Азией?», как «муха о стекло», — вправо-влево, туда-сюда. Но это бессмысленный спор, навязанный извне. Потому что «мы действительно и то, и другое». А вот на Севере нет более северных людей, чем мы. И в этом — наша устойчивость, наша опора.

Это понимают даже за пределами России. В Индии, где Головнёв представлял книгу «Северность России», учёные с облегчением сказали:

«Как удобно! Как здорово! Нам теперь понятно, что такое Россия. Когда вы спорите внутри себя — запад вы или восток, Европа или Азия — у нас в голове мешается всё. А вот север — замечательно. Северный сосед».

И он поясняет: в индийской мифологии Север — земля богов, Ариев, света; Юг — обитель ракшасов и демонов на Цейлоне. В Китае Пекин — «северная столица», и северный вектор — знак престижа. Даже в Скандинавии люди живут, не задумываясь, как «нордмены» — северные люди. Не как идеология, а как данность. И чувствуют себя при этом вольготно.

А Россия, будучи куда более северной, продолжает метаться между чуждыми координатами.

Три вспышки северности в истории государства

Головнёв утверждает: северность проявлялась в самые решающие моменты становления российской государственности.

Первая — рождение Древней Руси.

Вторая — создание империи Петром.

Третья — освоение Арктики в советское время.

Во всех трёх случаях — Север был точкой опоры.

Рождение Руси: не с юга на север, а наоборот

Школьные учебники учат нас: «Призвали варягов, основали Киев, пошёл путь из варяг в греки». Но Головнёв переворачивает эту схему:

«По датам рождение Руси происходило с севера на юг».

Всё начинается с Альдейгьюборга — так звучит Старая Ладога по-староскандинавски. Это первый город Руси, существовавший уже в середине VIII века. Археология не оставляет сомнений: это был центр кораблестроения, торговли, перегрузки — верфь и мастерская, откуда викинги двинулись вниз по рекам.

Отсюда расходились три великих пути:

— «Из варяг в греки» — через Днепр,

— «Из варяг в арабы» — через Волгу,

— «Из варяг в Биармию» — на север, к Белому морю и за Урал.

Киев стал варяжским городком лишь к началу X века — на два с половиной столетия позже Ладоги.

А ключевые события ранней Руси — это походы с Севера на Юг:

— Рюрик и его братья расселились горизонтально: Рюрик — в Ладоге, Синеус — в Белоозере, Трувор — в Изборске. Они даже не совались на юг.

— Затем Аскольд и Дир, дружинники Рюрика, просят разрешения «сходить по пути из варяг в греки». Они идут из Ладоги, захватывают Киев — «там брать особо нечего было, но расположились, вроде неплохо себя чувствовали».

— Через короткое время Олег идёт тем же путём, зовёт Аскольда и Дира под предлогом родства — и убивает их, становясь князем Киева.

— Позже Владимир Святославович, «полукнязь» от «малуши», становится великим только потому, что был новгородским князем. Он призвал варяжскую дружину, пошёл с Севера на Юг, разбил и убил братьев, занял киевский стол.

— И, наконец, Ярослав Мудрый повторяет путь отца: из Новгорода, с варягами, на юг — и становится первым князем Руси.

Головнёв подчёркивает: Новгород — не периферия, а источник легитимности. Без новгородского титула — нет прав на великий княжеский стол.

И в эпосе — та же логика. Южные богатыри — Илья Муромец, Алёша Попович — служат князю, защищают Киев. Северные герои — Садко и Василий Буслаев — индивидуалисты:

— Садко скупает все товары Новгорода и заставляет плясать морское царство,

— Василий Буслаев бьёт новгородцев, купается голым в Иордании и гибнет как богоборец.

Это не анархия, а свобода по-русски — основанная на мобильности, инициативе, вызове.

Именно новгородцы первыми вышли за Урал — за полтысячелетия до Ермака. Гурий Тарогович и его дружинники ходили в Югру и Самоять, собирали дань, знали о Сибири.

«Новгородская связь с Сибирию — давнишняя, на полтысячелетия предваряющая поход Ермака», — говорит Головнёв.

Ушкуйники и наследие варягов: ответ на вызов из зала

После доклада из зала звучит вопрос:

«Все-таки же там были ушкуйники, грабители, которые терроризировали весь Волжский бассейн в течение нескольких столетий. Может быть, и не случайно, поэтому Москва обуздывает вот это северное своеволие?»

Головнёв отвечает без колебаний:

«Действительно, вот эти хождения — в принципе, они пост-варяжские. Потому что путь из варяг в арабы… помните, там похороны руса и всё остальное — это давний торговый путь варяжский. В какой-то степени, может быть, даже готский».

Он напоминает: империя Германариха (IV век н.э.) уже включала народы по Волге — мерян, мордву и других. То есть северо-восточная активность началась задолго до Руси.

Далее — ключевая мысль:

«Что касается свободы ушкуйников — ушкуйники — это прямые наследники тех самых людей, которые ходили на ландскипах, на длинных скандинавских кораблях. Да, не без грабежа».

Но затем — социологическая параллель:

«Вы знаете, у викинга и у новгородца… Новгородцы, кстати, отвечали на вопрос, если бы социолог Викторина спросила их по каким-нибудь своим только пять вопросам (я решительно протестую против заимствования в институт социологии, где работали такие звёзды мировой социологии, каких-либо зарубежных методик!) — так вот, если бы Екатерина спросила: “Новгородцы, вы чьих будете?”, а они в летописи ответили: “Мы отрода варяжска”».

И он развивает идею взаимовыгодного взаимодействия:

«Викинги и славяне — очень хорошо помогали друг другу. Славяне считали, что они ездят на викингах. Викинги считали, что славяне им служат и помогают. И у них была такая взаимная связь».

А затем — провокационная, но точная аналогия:

«В переводе на язык девяностых (миллениалы меня поймут) — магистральные культуры — это крыша. Она тоже работа. Она тоже непростая функция. На самом деле, вот это взаимодействие — оно взаимовыгодное».

Он подчёркивает: «Варяги и славяне — неразлучная пара, которая распространяла вот эту самую Русь».

Петр I и белый медведь: Север как опора империи

Головнёв возвращается к фигуре Петра Великого с явным раздражением по поводу укоренившегося стереотипа: «окно в Европу». Он подчёркивает: это искажённая, усечённая метафора.

Источник — Франческо Альгаротти, итальянский философ XVIII века, который писал:

«…недавно распахнувшееся на севере окно, через которое Россия смотрит в Европу».

«На севере» — ключевое уточнение. Пушкин в «Медном всаднике» его опустил, и фраза превратилась в программу ориентации на Запад. Но у Альгаротти речь шла о географической локализации самого окна. Оно находится на севере. Это — не про Европу. Это — про Север.

И далее — кульминация:

«Тут на днях я слышал, не помню от кого, что Россию можно представить в виде огромного белого медведя,

— задние лапы которого упираются в берег Северного Ледовитого океана,

— хвост погружен в воду,

— нос протянут к югу, к Турции и Персии,

— а передние лапы шершаво раскинуты и на восток, и на запад».

Головнёв смеётся:

«Итальянцу восемнадцатого века простительно не знать, какой длины хвост у белого медведя».

Но суть — в позе: медведь стоит на Севере. Это — его опора. А всё остальное — лишь направления действия.

И всё же, замечает он с горечью, в этом образе Север оказывается «под хвостом» — то есть не в поле зрения, не в дискурсе. Все говорят о носе (геополитика), о лапах (повороты), но никто не говорит об опоре — о том, что держит медведя на земле.

А ведь именно она — подлинная основа.

Колчак и Главсевморпуть: арктическое наследие

Головнёв резко отвергает миф, будто Советская власть «создала» освоение Севера с нуля. Наоборот: она унаследовала систему от Империи.

Ключевая фигура — Александр Васильевич Колчак.

Не «белогвардейский адмирал», а выдающийся арктический мореход, участник экспедиции барона Толя, лауреат всех арктических наград.

Именно он ввёл в оборот термин «Всевморпуть» и создал государственную администрацию по освоению Севера.

Советская власть заимствовала эту структуру — и превратила её в Главсевморпуть под руководством Отто Шмидта.

Так Север стал стратегическим ресурсом не Белой, а Красной России.

Три магистральные культуры и «игровой» триколор

Головнёв предлагает модель, в которой Россия «сшита» тремя «магистральными культурами»:

1. Нардизм (nord — Север): кочевники моря, варяги, поморы, северные купцы. Символ — синий.

2. Ардизм (arde — степь): кочевые народы Евразийской степи. Символ — красный.

3. Понтизм (pontus — море, особенно Чёрное): религиозные традиции Ближнего Востока. Символ — чёрный.

Он смеётся:

«Поскольку никто толком не объясняет, что такое триколор, то видите — у меня совершенно спонтанная… это шутка. Это ни в коем случае никакая не наука, это игра. Вот так с утра».

Но тут же добавляет: «Почему бы и нет?» — потому что эти три линии действительно ложатся на карту России с запада на восток и сшивают страну в единое целое.

Северная щедрость: чукчи, ненцы и власть над судьбой

Головнёв переходит к своему личному опыту. Он говорит: «Я действительно вырос как этнограф в северных кочевьях». Его взгляд — взгляд из Арктики.

И вот что он наблюдает: северная идентичность — щедрая.

— Ненецкие вожди называют его «главным ненцем России».

«Понятно, что они главные ненцы России, — смеётся он, — но они щедро делятся своей идентичностью с человеком, которому они благодарны за качественную этнографию, за то, что я с ними кочевал».

— Чукчи, которые «сто лет воевали с имперскими войсками», встретили его с невероятной открытостью. «Я не видел и не чувствовал более дружественного, открытого расположения, чем со стороны чукотских кочевников-оленеводов».

Это — северная щедрость, широта идентичности, в отличие от южной «тесноты».

И в современной Арктике традиционные индикаторы развития не работают. Потому что:

— Благосостояние — это не доход, а неформальная экономика взаимопомощи,

— Образование — это экологическая культура выживания,

— Здоровье — это здоровое долголетие.

Но главный критерий — власть над собственной судьбой.

«Преобразуйте это словосочетание — и вы поймёте, что такое настоящая свобода или воля. Это не что иное, как власть над собственной судьбой».

Север — это мы

Головнёв завершает:

«Север — это и есть наши тарелки, это и есть мы, это и есть наше самобытное. Здесь ничего никому не надо доказывать. Абсолютно. Здесь нужно быть самими собой».

Он призывает:

«Избавьтесь от стереотипов. Взгляните на Россию глазами помора, сибиряка, новгородца — с Полярной звезды. И вы увидите: начало России — это свобода. Это воля. Это вызов. Это щедрость. Это Север».

И в последней фразе — вся суть:

«Я вам, как человек, который действительно прошёл Север и который знает, о чём говорит… Север — это складчина культур. Это комбинация культур. Это не делёж “или-или”. Это — одно плюс другое».

Источник