Вокруг России возникла дуга окружения
Президент Путин говорит, что Запад больше не прислушивается к «предупреждениям о красных линиях» в преддверии ожидаемого саммита США и России в конце этого года. Разве это не восхитительная ирония — министр обороны Великобритании Бен Уоллес в четверг спешит в Варшаву, чтобы разработать подробные планы по укреплению границы Польши с Беларусью? Великобритания была партнером США во время вторжения в Ирак в 2003-м году и теперь является самозваным защитником Европейского Союза от иракских мигрантов!
В общей сложности 150 королевских инженеров британской армии будут направлены на укрепление границы Польши с Беларусью. Уоллес предположил, что британские войска могут также помочь «потенциально другим странам Балтии в обеспечении безопасности своих границ». Британские СМИ со ссылкой на источники сообщают, что сотни британских спецназовцев и десантников также готовы к переброске в Украину на фоне растущей напряженности в этом регионе.
Во вторник Уоллес посетил Киев, что было объявлено демонстрацией поддержки со стороны Запада в то время, когда Украина и страны НАТО выразили обеспокоенность по поводу передвижения российских войск у границ Украины. В совместном заявлении, опубликованном в Киеве после переговоров с министром обороны Украины Алексеем Резниковым, среди прочего говорилось, что в соответствии с Межправительственным рамочным соглашением, подписанным в Лондоне в этом месяце между двумя странами, будут осуществляться совместные проекты по развитию потенциала военно-морских сил Украины. в Черном море и для повышения оперативной совместимости.
Великобритания и Украина также недавно подписали договор, который позволит Киеву искать ссуды у Лондона для покупки британских военных кораблей и ракет. Sky News сообщила, что «в списке покупок Украины на 1,7 миллиарда фунтов стерлингов (2,3 миллиарда долларов) значатся совместное производство восьми ракетных кораблей и фрегата, а также покупка оружия для существующих судов». Кроме того, Великобритания построит две военно-морские базы для Украины в Черном море.
Без сомнения, Global Britain ухватилась за проблему мигрантов и военную истерию из-за того, что Россия собирает войска на границах Украины, чтобы укрепить свое стратегическое положение в Центральной Европе и на Черном море. Традиционно Великобритания действует в тандеме с США. Фактически, 10 ноября госсекретарь США Энтони Блинкен и министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба подписали в Вашингтоне, округ Колумбия, важный документ под названием «Хартия США — Украина о стратегическом партнерстве», подтверждающий приверженность Америки «укреплению способности Украины защищаться от угроз». к ее территориальной целостности и углубление интеграции Украины в евроатлантические институты (читай НАТО) являются параллельными приоритетами».
От начала до конца американо-украинский пакт прямо или косвенно указывает пальцем на Россию. Во всяком случае, в заявлении Минобороны России от 13 ноября говорилось о «военной деятельности агрессивного характера в Черноморском регионе» со стороны военных кораблей США, стратегического разведывательного самолета U-2S, выполняющего разведывательную миссию вдоль российской границы, B-1 стратегического бомбардировщика, пролетевшего недалеко от границы с Россией в Черном море и т. д. Из всего этого вырисовывается общая картина: дуга окружения России начинается от Балтийского региона вдоль Центральной Европы до Черного моря и Кавказа. В отличие от эпохи холодной войны, развертывание сил НАТО приближается к западным и южным границам России.
Западные столицы и Москва имеют диаметрально противоположные интерпретации происходящего. Интерпретация Запада состоит в том, что Москва подвергает ее чему-то вроде стресс-теста, надеясь, что миграционный кризис и наращивание российских войск на границе с Украиной обнажат разногласия в Европейском Союзе и Организации Североатлантического договора (НАТО), что, в свою очередь, вынудит их сделать выбор в пользу прагматичного транзакционизма, ускорив процесс сертификации газопровода «Северный поток» (против чего выступают США, Украина и Польша).
В общем, аргумент состоит в том, что Запад должен считать Москву блефом. С другой стороны, нарратив Москвы состоит в том, что западные державы сознательно подпитывают реваншистские инстинкты Украины, вооружая ее и побуждая президента Владимира Зеленского, который борется за политическое выживание, поверить в то, что при поддержке Запада открывается окно возможностей для возвращения потерянных территорий на Донбассе и в Крыму, тем самым выполнить свое обещание быть спасителем страны.
Во-вторых, с точки зрения Москвы, рост напряженности в отношениях с Россией стал удобным алиби для прямого вовлечения НАТО в обеспечение безопасности Украины и превращения ее в образец стратегии Запада по сдерживанию России. Доказательств, подтверждающих любую интерпретацию, достаточно. США проинформировали европейских союзников о том, что Москва может создать новые ситуации на местах и, следовательно, необходимы контрмеры. Франция пообещала защищать Украину, если Россия нападет на нее. НАТО предупредило Россию.
Фактически, Вашингтон в последнее время пытается похоронить топор с Анкарой, решительно пытаясь вернуть ее в лоно НАТО. Турция имеет тесные военные связи с Украиной, является крупной черноморской державой и, прежде всего, имеет историю противостояния Москве, если наступит конфликт. Так, во вторник в Пентагоне собралась американо-турецкая группа высокого уровня по обороне. Заместитель помощника министра обороны Лаура Купер, возглавлявшая американскую делегацию, заявила, что военная модернизация Турции стала необходимостью для поддержки НАТО, и Вашингтон «признал необходимость военной модернизации TAF» (турецких вооруженных сил).
Купер «подчеркнула важность сотрудничества на Черном море». Обе стороны также «обсудили широкий круг функциональных и региональных вопросов», и была достигнута договоренность о последующей встрече в Анкаре. Конечно, сближение США и Турции может изменить правила игры для присутствия НАТО в Черном море. В соответствии с Конвенцией Монтрё (1936 г.) Турция осуществляет контроль над проливами Босфор и Дарданеллы и регулирует транзит военных кораблей между Восточным Средиземным и Черным морями. Достаточно сказать, что операции Черноморского флота России и возможности российских военных кораблей в Средиземном море зависят от сотрудничества с Турцией.
На столь бурном фоне событий президент России Владимир Путин в своем выступлении в четверг в Москве на расширенном заседании коллегии министерства иностранных дел заявил, что Запад больше не обращает внимания на «наши предупреждения о красных линиях». Он упомянул стратегические бомбардировщики США, пролетевшие в Черном море «на расстоянии всего 20 километров от государственной границы», расширение НАТО на восток, развертывание противоракетных систем «прямо у наших границ» и т. д.
Но Путин также загадочно заявил, что «наши недавние предупреждения возымели определенный эффект». Он не стал вдаваться в подробности. Похоже, он отправлял сообщение в Белый дом. Действительно, он говорил на следующий день после телефонного разговора между секретарем Совета безопасности России Николаем Патрушевым и советником по национальной безопасности США Джейком Салливаном. Забегая вперед, можно сказать, что точка воспламенения кажется маловероятной. Кризис с мигрантами уже ослаб, Германия предлагает принять несколько сотен беженцев из Ирака. Самое главное, что саммит Россия-США может состояться онлайн до конца года, а новая личная встреча между президентом США Джо Байденом и Путиным. Президент США Джо Байден и президент России Владимир Путин могут снова встретиться в 2022 году.
Посол России в США Анатолий Антонов сообщил ТАСС в четверг, что третий раунд Стратегического диалога между Москвой и Вашингтоном ожидается «в ближайшее время». Посол отметил, что «есть позитивные сдвиги в сфере стратегической стабильности. Комплексный характер переговоров позволяет обсудить все существенные факторы стратегической стабильности, как традиционные вооружения, так и новые технологии».
Действительно, положительным моментом в темных облаках Черного моря является то, что стратегическое общение между Москвой и Вашингтоном возродилось и происходят обмены на различных рабочих уровнях. Всегда могут быть и спойлеры, стремящиеся обострить напряженность в отношениях с Россией из-за их собственных несогласных интересов — будь то Великобритания, Украина или Польша — но ни Кремль, ни Белый дом не стремятся к конфронтации.
М.К. БХАДРАКУМАР