Труба раздора между Польшей и Германией ещё больше ослабит ЕС, а Россия уже получает выгоды
Чтобы ослабить Евросоюз России не надо что-то предпринимать самой. Достаточно не мешать это сделать, например, Польше и Германии. С вводом в эксплуатацию осенью 2022 года польского газопровода Baltic Pipe отношения между ними станут более чем напряжённые.
Это не может не радовать Москву — ведь яблоком раздора между ними выступит не российский, а норвежский газ. Брюссель настаивает, чтобы поставки голубого топлива в Европу были диверсифицированы, чтобы, так сказать, снизить зависимость от России.
Польша поняла директиву из ЕС дословно. Чтобы заменить ежегодно получаемые 10 млрд. м³ российского газа, она быстренько сообразила идею построить газопровод Baltic Pipe, который должен соединить норвежские газовые месторождения в Северном море через Швецию и Данию с Польшей.
На данный момент польский газовый оператор Gaz-System завершил прокладку подводной части газопровода Baltic Pipe. Полный ввод в эксплуатацию запланирован на 1 октября следующего года.
С завершением строительства, скорее всего, у поляков проблем возникнуть не должно, а вот с наполнением трубопровода газом — не всё так просто, как кажется на первый взгляд.
Источником наполнения польской трубы должны стать поставки газа из Норвегии, но в этой стране уже четвёртый год подряд сокращается добыча природного газа.
Кроме того Baltic Pipe берёт начало не на каком-то месторождении, а представляет собой ответвление от другого газопровода, Europipe 2, который идёт из Норвегии в Германию.
Из каких составляющих Варшава собирается получить необходимые 10 млрд. м³ газа:
- источником поставок газа для Baltic Pipe должно стать датское месторождение Tyra, примерно 1 млрд. м³ газа. В данный момент на нем ведутся ремонтные работы, завершение которых ожидается в июле следующего года.
- в начале 2021 года польская PGNiG подписало долгосрочное соглашение о закупках чуть больше 1 млрд. м³ газа у датской Orsted в период с января 2023 года по октябрь 2028 года.
- 28 сентября 2021 года норвежские власти одобрили продажу PGNiG ряда активов местного подразделения британской компании INEOS, включая 21 лицензию на месторождения на шельфе Норвегии, в том числе лицензии на три действующих месторождения. Это позволит ей нарастить добычу в Норвегии на 1,5 млрд. м³ в год
То есть при самом благоприятном раскладе Baltic Pipe может быть заполнен газом максимум на 3,5 млрд. м³ или на треть от проектной мощности газопровода.
Возникает естественный вопрос — где взять недостающие объёмы газа, ведь продлевать договор с «Газпромом» Варшава в следующем году не намерена. Его можно покупать на споте, в том числе и у той же Норвегии, правда, уже по рыночным ценам.
Это теоретически возможно при условии, что Польша будет пытаться перекупить газ, предназначенный для немецких потребителей, вот только как на это отреагирует Германия.
Пока самодовольные немцы не ощутили подвоха со стороны коварных поляков, а зря. Допустив польскую PGNiG к сертификации российского газопровода «Северный поток -2», они уже получили первый удар под дых.
Именно польская PGNiG обратило внимание немецкого регулятора, Федеральное агентство по сетям (BNetzA) ФРГ, что оператор российского газопровода Nord Stream 2 AG является швейцарской фирмой, то есть, зарегистрирован в стране, не являющейся членом ЕС.
В результате этой «дружеской польской помощи» сертификация газопровода приостановлена, в этом отопительном сезоне газ по «Северному потоку -2» в Европу не пойдёт.
Но это ещё не всё. Вынужден напомнить, что швейцарский подрядчик Allseas бросил почти достроенный трубопровод «Северный поток -2», и «Газпрому» пришлось завершать работу своими силами.
Для этого была задействована баржа «Фортуна», которая не оборудована системой динамического позиционирования, в отличие от современных трубоукладочных судов.
Именно это обстоятельство для противодействия сертификации «Северного потока -2» на следующем этапе собираются использовать поляки и украинцы, допущенные к процессу сердобольными немцами.
То есть их аргументация будет направлена на то, что «Газпром» мог и не выполнить все условия проектной документации, то есть поставить под сомнение стрессоустойчивость подводного трубопровода, построенного неопытными руками при помощи баржи, не оснащённой необходимым оборудованием.
Эти «доброжелатели» будут закидать суды исками, требующими если не отказа от эксплуатации «Северного потока-2», то, как минимум, снижения внутреннего давления в нём, то есть, пропускной способности, для обеспечения безопасности эксплуатации.
Так что к противостоянию с Германией поляки подготовились во всеоружии. А «Северный поток -2» ими используется как инструмент давления. Предъявив второй козырь, поляки могут затянуть сертификацию вплоть до момента запуска своего проекта Baltic Pipe.
Ну и как в этой ситуации вести себя «Газпрому»? В принципе, оказывать открытое давление на немцев глупо. Устроенная поляками задержка с сертификацией «Северного потока -2» уже играет ему на руку.
Из-за неясности со сроком запуска российского трубопровода цены на газ в Европе продолжают держаться на очень высоком уровне. По подсчётам российских и западных экспертов, если цены на газ останутся на текущих уровнях в течение всей зимы, а причин к их снижению не наблюдается, то инвестиции «Газпрома» и его европейских партнёров в проект к весне окупятся полностью.
Что касается Германии, то расплату за такую безалаберность она ощутит будущей осенью, когда поляки начнут на споте перекупать норвежский газ предназначавшийся немцам и препятствовать транзиту российского газа по «Ямал-Европа». Для этого им просто надо найти новый повод для конфликта с Белоруссией и довести местного Батьку до белого каления.
Тогда либо немцы образумятся, либо попадут в энергетическую зависимость, но теперь уже от поляков. Какой бы терпимостью и толерантностью они ни отличались, но всему есть предел. У них не останется иного выбора, как запустить на полную «Северный поток -2», послав куда по дальше брюссельские энергетические директивы.
Просто невозможно представить, что немцы забудут своё прошлое, в котором четырежды делили Речь Посполитую, и позволят впервые это сделать с собой полякам, пусть и в энергетической сфере.