США отправляют ЕС в «стратегическую автономию»
МОСКВА, 22 ноября 2021, Институт РУССТРАТ. Во время визита в Брюссель советник Госдепартамента Дерек Чолле заявил изданию Politico, что администрация Джо Байдена готова поделиться идеями о новых военных возможностях для Европы.
Президент США Джо Байден “абсолютно” поддерживает усилия европейских союзников развивать свой собственный, сильный военный потенциал, однако лидерам ЕС давно пора выйти за рамки теории и риторики, заявил Дерек Чолле Politico.
По его мнению, в противном случае, разрыв между потенциалом военных США, и тем, на что способны коллективные вооруженные силы Европы, будет только увеличиваться, особенно, когда речь заходит о противостоянии новым угрозам со стороны Китая.
Стремление к увеличению европейской военной мощи издание Politico назвало “стратегической автономией”, как принято у американских чиновников, которая получила импульс после того, как администрация Джо Байдена накалила отношения с Францией, неожиданно объявив о создании партнерства AUKUS, и последующем отказе Австралии от заказанных у Франции подводных лодок.
Нужно отметить, что, в данном случае, Politico, мягко говоря, лукавит. Уже после объявленного выхода США из Афганистана, президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что ЕС должен «перейти на новый уровень», стремиться наращивать свой военный потенциал и обрести «политическую волю» для военного вмешательства без возглавляемого США НАТО.
Советник Госдепартамента Дерек Чолле заявил изданию Politico: “Я присутствовал на многих, многих заседаниях министерства обороны, когда работал в Пентагоне и был здесь, в Брюсселе, где каждый министр обороны был полностью согласен с необходимостью тратить больше средств на оборону и иметь более современную боеспособную армию”.
“Мы хотим более сильную Европу”, — добавил он, вспомнив разговоры во время своей работы в администрации Клинтона более двух десятилетий назад о необходимости улучшения вооруженных сил Европы после войны в Косово 1998-99 годов.
“В интересах Америки, чтобы Европа была более способной в военном отношении. Вот почему администрации США, президенты с обеих сторон, министры обороны за последние шесть или семь лет все говорили о двухпроцентном показателе от ВВП, как о своего рода базовом стандарте для военных расходов”, — сказал Чолле.
“Важно, выйти за рамки теоретической области, области стратегической автономии мозгового центра … и поговорить о прагматичных, практических решениях”, заключил он.
Кроме того, в интервью Politico Чолле озвучивает текущие сложности США. Так отставание в утверждении послов Конгрессом, в основном из-за представителя Техаса Теда Круза, он назвал свидетельством большой политической поляризации и тупика, которые охватили США в последние годы. Это, по его словам, создало “большую неопределенность о том, куда направляются США”.
Чолле пояснил, что Байден, как и бывший президент Барак Обама, боролся со все более сложной многополярной системой в мире и пытался минимизировать ущерб внутри страны и за рубежом: “Сейчас у нас подъем Китая, у нас была пандемия, и мы, конечно, все еще боремся с более глубокой внутренней дисфункцией в Соединенных Штатах”. И, в первую очередь, Джо Байден должен обратить внимание на эту дисфункцию, — сказал он.
Таким образом, администрация Джо Байдена (о чем неоднокартно ранее писал Институт РУССТРАТ, говоря о том что у Байдена нет собственной внешнеполитической повестки), широко не афишируя, проводит политику предыдущего президента Дональда Трампа и в военных отношениях с Европой. Дональд Трамп не стеснялся говорить о том, что США уже не будут оплачивать безопасность Европы из-за нехватки ресурсов у самих США.
Администрация Джо Байдена мотивирует те же действия угрозами со стороны Китая и внутренними политическим трудностями. Не трудно догадаться, что США просто не хотят обременять себя Европой, когда им предстоит меряться силами с Китаем.
19 ноября адмирал Роб Бауэр из Королевского военно-морского флота Нидерландов, отвечающий за координацию 30 оборонных ведомств НАТО, заявил, что вероятность того, что Китай будет отнесен к категории врагов альянса в документе «о стратегической концепции 2022 года», очень мала.
“Китай физически не примыкает к евроатлантической зоне, которая является географически ограниченной областью, определяющей альянс НАТО”, — указал он. — У США другая точка зрения, потому что они являются частью Тихоокеанского региона. Для них отношения являются иными, чем для НАТО”.
В январе 2021 года генсек НАТО Йенс Столтенберг сообщал о том, что Китай не является противником альянса. Однако уже в июне этого года он говорил, что наращивание военной мощи Китая, инвестиции в разработки современных вооружений, «притеснение демократии» затрагивают интересы НАТО и вызывают озабоченность членов альянса.
Для руководства НАТО наступают трудные времена, хоть «Общая политика безопасности и обороны Европы» — CSDP, создавалась ещё в 1990-х, и её развитие шло довольно медленно, но «План действий по европейской обороне” в рамках этого концепта существует.
Кроме того, в 2017 году в ЕС была создана программа Постоянного структурированного сотрудничества — PESCO, направленная на более тесное сотрудничество в сфере безопасности и обороны. Соответственно структура, которая могла бы заменить НАТО в ЕС, уже имеется.
Дональд Трамп собирался вывести американские войска из Германии, можно предположить, что эта или следующая администрация Белого дома реализует данное решение, так как именно туда выводились самые боеспособные части американской армии, получившие опыт в Афганистане.
Времени на формирование и подготовку отдельных подразделений для противостояния Китаю у США нет, как только будет готова соответствующая военная инфраструктура в Юго-Восточной Азии, её будут занимать самые опытные части.
Для России такое развитие ситуации несет свои риски. Уже сейчас глава МИД России Сергей Лавров заявляет, что: «Мы не будем закрывать глаза на те грубейшие провокации, которые повседневно мы наблюдаем со стороны членов НАТО и все чаще и чаще со стороны Евросоюза, в том числе в его попытках подыгрывать милитаристам на Украине».
У НАТО нет другого смысла существования, кроме как противостояние России, поэтому руководство НАТО и его отдельные члены будут рисовать из России угрозу для Европы с всё большим упорством, лишь бы сохранить данный альянс.
Таким образом, высказанная еще 1 сентября 2021 года версия Института РУССТРАТ об уходе США с Ближнего Востока (об этом подробно тут) и из Европы (тут), находит свои новые явные и зримые подтверждения.
Олег Ладогин