«Брамос» против С-400, Т-90 против «Тип-15» и драка «стенка на стенку». Индия и КНР угрожают друг другу российским оружием
Сегодня звание самой высотной «горячей точки» в мире, без сомнения, принадлежит индийскому региону Ладакх, расположенному между Пакистаном, Индией и Китаем. Впрочем, на противоположенной стороне его предпочитают называть Аксайчин. Потенциально он является и самым опасным, ибо речь идёт о прямом конфликте сразу трёх ядерных Держав. Представьте себе гигантское нагорье, размером с не самую маленькую европейскую страну, вроде Австрии, с перепадами высот от 3000 до 7500 метров.
Это царство ледников, соляных пустынь и безжизненных каменистых пустошей. Но и такие гиблые, хоть и невероятные по красоте места, могут стать предметом кровопролитного спора крупнейших государств Азии. Ладакх, или «Малый Тибет» превратился в поднебесное место битвы между Китаем и Индией. Этот конфликт длится уже почти полвека и уходит корнями в глубокое прошлое, но нынешнее обострение на «линии контроля» между Индией и КНР пугает экспертов своей растущей и постоянно прогрессирующей динамикой.
Нынешний осенний кризис на границе уже третий, только за последние полтора-два года. Началось всё с натуральных драк «стенка на стенку», причём не банального мордобоя, а самой настоящей отработки приёмов рукопашного боя против реального противника. Стрелковое оружие стороны не применяли, но и стальных прутьев, с цепями и кастетами хватило для того, чтобы появились первые немалые жертвы. Шаолинь против индийских мастеров боевой арматуры оказался не очень, индийские пограничники поначалу изрядно потрепали своих коллег из противоположенного лагеря. Но китайцев сильно выручила давно отработанная практика атаки живыми волнами. Кстати, в рамках одного из предыдущих подобных обострений, осенью 1967 года, состоялась, возможно, последняя массовая штыковая атака в истории. Два батальона китайских пограничников, имевших строгий приказ не открывать огонь, атаковали индийский блок-пост и достигли определенных успехов. В нынешнем конфликте штыки заменил арсенал футбольного хулигана, но долго так продолжаться не могло. В октябре 2020 года в зону конфликта стали транспортировать тяжелую технику.
Индийцы затащили на эту верхотуру свои Т-90 «Бхишма» и модернизированные Т-72. Китайцы подтянули новейшие «Тип-15», которые хоть и сильно легче индийских машин, но вроде как больше приспособлены для войны в условиях высокогорья.
Теперь дело дошло и до ракет. В сентябре нынешнего года индийская разведка сообщила, что НОАК перебросила в район конфликта свои зенитные комплексы С-400 российского производства и вполне может полностью закрыть небо над спорным регионом.
В ответ Индия ввела в особый район РСЗО «Смерч» и собственные ракетные оперативно-тактические системы . Вряд ли кого-нибудь удивит, что они тоже основаны на нашей отечественной разработке. Индийцы умудрились поставить на самоходную пусковую установку совместную сверхзвуковую ракету «Брамос» . В её основе лежит отличная советская ПКР П-800 «Оникс», она же «Яхонт» в экспортном исполнении. Это узкоспециализированное изделие, в руках инженеров СП «БраМос Аэроспейс Лимитед» превратилось в мощную ударную единицу поддержки сухопутных войск. На сегодня «Брамос» может запускаться со всех актуальных платформ: морских, воздушных и наземных.
После появления у границ спорного региона столь внушительных и современных оружейных систем, между двумя странами началась своеобразная «война взглядов», как это бывает в боксе. Индийцы утверждают, что модернизированный «Брамос» является «идеальным убийцей» для китайских С-400. Китайцы говорят, что никаких «Брамосов» они не боятся и для их систем ПВО он не проблема, но на всякий случай укрепляют ПРО района Аксайчин самыми разными ракетными комплексами. Оружие во взрывоопасном регионе накапливается, и, как знаменитое театральное ружьё, может рано или поздно выстрелить. И это довольно печально, ведь единственный настоящий выгодополучатель от такого конфликта находится далеко за океаном.